Обзор аптечных продаж лекарственных препаратов и БАД при переломах, артритах и артрозах
Маркетинговое агентство DSM Group
Все патологии опорно-двигательной системы можно разделить на две обширные группы — артриты и артрозы. При артритах в определённом органе ОДС возникают воспалительные процессы, а при артрозе отмечаются дегенеративные нарушения в области суставов. Также нарушение нормального функционирования опорно-двигательного аппарата может быть вызвано в результате перелома – нарушения целостности костей или суставов. Сложность лечения данных патологий во многом зависит от типа болезни и её стадии развития. Всё же основным методом лечения остаётся медикаментозный способ.
В 2019 году в коммерческом сегменте фармрынка было реализовано более 290 млн упаковок лекарственных препаратов и добавок к пище для терапии воспалительных заболеваний опорно-двигательного аппарата на сумму 69,7 млрд рублей (в розничных ценах), согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией
DSM Group (АО “Группа ДСМ”). В динамике прослеживается чёткий положительный тренд как в рублях, так и в упаковках. Однако в отчётном году продажи в натуральном выражении упали на 1,4%. Несмотря на это в денежном эквиваленте темп прироста продаж относительно 2018 года составил 4,7%. Наибольший вес в объёме реализации заняли лекарства (98,7%), только 1,3% продаж в рублях пришлось на биодобавки (Рис. 1, 2).
Средневзвешенная розничная цена одной упаковки средства исследуемой группы в 2019 году составила 240 рублей (+6,2% при сравнении с 2018 годом), оптовая – 191 рубль (+5,0%). Наценка держится примерно на одном уровне – порядка 25%. Колебания розничных цен во многом повторяют динамику оптовых (Рис. 3).
Если в упаковках наибольший объём приходится на дешёвые средства с ценой менее 100 рублей (доля ценового сегмента 47,0% в натуральном выражении), то в рублях – на дорогостоящие лекарства и добавки из ценового диапазона “свыше 300 рублей” (доля 66,9% в стоимостном выражении).
В 2019 году аптеки реализовали 218 брендов лекарственных препаратов для терапии артрозов, артритов и регенерации костной ткани после переломов от 185 производителей (734 полных наименования). Большинство лекарственных средств конкурентной группы производятся за рубежом (141 бренд) – 76,3% от объёма продаж в рублёвом эквиваленте и 56,3% в натуральном выражении, и отпускаются в аптеках по рецепту врача (61,5% и 58,2% соответственно). Однако в динамике доля российских медикаментов растёт. На ТОП-10 препаратов пришлось 46,8% объёма продаж в рублях и 31,9% в упаковках (Таблица 1).
Таблица 1. ТОП-10 брендов лекарственных препаратов в стоимостном выражении, 2019 год
Рейтинг |
Бренд |
Корпорация (Лидер) |
Объём продаж |
Прирост, % |
Доля, % |
|||
млн руб. |
тыс. упак. |
в руб. |
в упак. |
в руб. |
в упак. |
|||
1 |
Вольтарен |
Разные (GlaxoSmithKline) |
4 710 |
11,1 |
19,1% |
11,1% |
6,8% |
3,9% |
2 |
Мидокалм |
Gedeon Richter |
4 102 |
9,0 |
8,3% |
6,5% |
6,0% |
3,1% |
3 |
Найз |
Dr.Reddy's |
4 057 |
17,4 |
-6,7% |
-10,7% |
5,9% |
6,1% |
4 |
Нимесил |
Berlin-Chemie |
4 013 |
6,2 |
13,8% |
24,3% |
5,8% |
2,2% |
5 |
Алфлутоп |
Biotehnos |
3 361 |
2,0 |
-3,1% |
-3,9% |
4,9% |
0,7% |
6 |
Терафлекс |
Bayer |
3 179 |
2,7 |
-2,4% |
18,0% |
4,6% |
0,9% |
7 |
Диклофенак |
Разные (Синтез) |
2 500 |
31,0 |
16,0% |
-1,5% |
3,6% |
10,8% |
8 |
Кетонал |
Novartis |
2 289 |
8,6 |
-2,3% |
-7,2% |
3,3% |
3,0% |
9 |
Мовалис |
Boehringer Ingelheim |
2 126 |
2,7 |
-2,5% |
-6,2% |
3,1% |
0,9% |
10 |
Артра |
Unipharm |
1 883 |
0,9 |
-25,7% |
-26,6% |
2,7% |
0,3% |
Общая доля ТОП-10 |
46,8% |
31,9% |
Для удобства применения препаратов производители зачастую предлагают потребителям болеутоляющие и противовоспалительные средства сразу в нескольких лекарственных формах. Так, например, лидер рынка – нестероидный противовоспалительный препарат “Вольтарен” (доля 6,8% в рублях; производят корпорации GlaxoSmithKline и Novartis) – выпускается в виде геля для наружного применения, трансдермальной терапевтической системы, ректальных суппозиториев, таблеток, а также раствора для внутримышечного введения. Оригинальный препарат в 2019 году поднялся на первую строчку, показав заметный прирост продаж – на 19,1% в рублях и на 11,1% в упаковках. Линейка “Вольтарен” достаточно широкая – включает в себя порядка 24 полных торговых наименований. Самым востребованным у потребителя является безрецептурный гель “Вольтарен Эмульгель гель наруж 2% 100 г № 1” (доля в продажах марки – 21,8% в рублях).
Рецептурный препарат “Мидокалм” (6,0%) производителя Gedeon Richter в форме таблеток, покрытых плёночной оболочкой, и раствора для внутривенного и внутримышечного введения также поднялся на одну позицию вверх, заняв вторую строчку в ТОП-10. За год продажи миорелаксанта центрального действия возросли на 8,3% в рублях и на 6,5% в упаковках. В портфеле бренда всего 4 полных наименования. Для успешной работы аптеке стоит иметь в ассортименте раствор “Мидокалм-Рихтер раст д/в/в и в/м введ 100 мг + 2,5 мг/мл 1 мл № 5” (48,1%).
На третьем месте расположился бренд “Найз” (-6,7% относительно 2018 года) с долей 5,9% в рублях. Марка индийской корпорации Dr.Reddy’s выпускается в форме таблеток, геля для наружного применения, гранул для приготовления суспензии для приёма внутрь, и включает в себя 4 полных наименования. Наиболее емким оказался препарат “Найз тб 100 мг № 20” (74,7%).
При этом максимальным спросом пользуется небрендированный дженерик “Диклофенак” (удельный вес 10,8% в упаковках). Данный препарат выпускают около 50 производителей (лидер – “Синтез”) в форме таблеток, растворов, суппозиториев, геля и мази для наружного применения. По сравнению с 2018 годом реализация данного НПВП существенно возросла – на 16,0% в рублях, в упаковках же продажи, наоборот, сократились на 1,5%.
Шесть брендов рейтинга продемонстрировали падение объёма реализации в стоимостном выражении относительно аналогичного периода 2018 года. Наибольший темп снижения был отмечен у стимулятора репарации тканей средства “Артра” (-25,7% в рублях и -26,6% в упаковках) от американской фирмы Unipharm.
БАД также широко представлены на рынке: в 2019 году россияне приобрели в аптеках 138 брендов добавок к пище производства 123 компаний (248 полных наименований). Рынок БАД концентрирован более значительно – на ТОП-10 биологически активных добавок пришлось 62,8% от объёма продаж в рублях и 21,6% в упаковках. Основные лекарственные формы: таблетки (доля 42,1% в рублях) и капсулы (40,0%).
Тройка лидеров представлена марками Solgar (доля 17,8% в рублях), “Арстига” (13,1%) и “Эвалар Горный Кальций” (9,5%) (Таблица 2).
Таблица 2. ТОП-10 брендов БАД в стоимостном выражении, 2019 год
Рейтинг |
Бренд |
Корпорация (Лидер) |
Объём продаж |
Прирост, % |
Доля, % |
|||
млн руб. |
тыс. упак. |
в руб. |
в упак. |
в руб. |
в упак. |
|||
1 |
Solgar |
Solgar Vitamin and Herb |
164 |
93,1 |
76,3% |
80,5% |
17,8% |
2,1% |
2 |
Арстига |
Pharmaccess |
121 |
85,7 |
3662,9% |
3637,2% |
13,1% |
1,9% |
3 |
Эвалар Горный |
Эвалар |
87 |
343,7 |
3,0% |
-0,9% |
9,5% |
7,8% |
4 |
Протекта |
Kendy |
49 |
40,1 |
24,1% |
22,9% |
5,3% |
0,9% |
5 |
ФулФлекс |
Вис |
48 |
115,3 |
5,9% |
1,3% |
5,2% |
2,6% |
6 |
Артроцин |
Вис |
27 |
65,7 |
-2,7% |
-12,0% |
3,0% |
1,5% |
7 |
Доктор Море |
Фармоушен Лаб |
22 |
28,9 |
20,7% |
21,9% |
2,4% |
0,7% |
8 |
Кальций-Д3 |
Аквион |
22 |
126,8 |
316,0% |
237,6% |
2,4% |
2,9% |
9 |
Хондроитин + |
Аквион |
19 |
28,5 |
-45,3% |
-38,8% |
2,1% |
0,6% |
10 |
Артромаксимум |
Эвалар |
18 |
24,9 |
9,7% |
10,1% |
2,0% |
0,6% |
Общая доля ТОП-10 |
62,8% |
21,6% |
Первое место принадлежит добавке Solgar в форме таблеток и капсул с долей рынка 17,8% в стоимостном выражении и 2,1% в натуральном эквиваленте. Добавку к пище под данной маркой производит корпорация Solgar Vitamin and Herb. Наибольшую выручку аптекам принесли таблетки “Solgar глюкозамин-хондроитин комплекс таблетки № 60” (доля в продажах бренда 37,1% в рублях).
Вторую строчку заняла добавка в форме капсул “Арстига” фирмы Pharmaccess с долей рынка 13,1% в рублях и 1,9% в упаковках. У марки всего одно полное наименование – “Арстига капсулы 1085 мг № 100”.
Замыкает тройку лидеров БАД отечественного производства “Эвалар Горный Кальций” (9,5%) одноимённой компании. В линейке бренда тоже только одно полное наименование таблеток с дозировкой “0,84 г” и с объёмом упаковки “№ 80”.
Восемь брендов ТОП-10 биологически активных добавок показали увеличение продаж в стоимостном выражении. Максимальный темп прироста был отмечен у брендов “Арстига” (+3662,9% в рублях и +3637,2% в упаковках) производства Pharmaccess и “Кальций-Д3” (+316,0% и +237,6% соответственно) от компании “Аквион”. А вот другая добавка корпорации “Аквион” – “Хондроитин + Глюкозамин Форте”, наоборот, сократила свой объём реализации на 45,3% в рублях и на 38,8% в упаковках.
DSM Group
125040, Россия, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, д. 7, стр. 2
Тел.: +7 (495) 780-72-63/64/66 доб. 30-49
www.dsm.ru