"РЕАБИЛИТАЦИЯ" №1(22) 2020 г.

Скачать издание (pdf)

Листать издание (pdf-вьювер)

Информация для рекламодателей (pdf)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Обзор аптечных продаж лекарственных препаратов и БАД при переломах, артритах и артрозах

Маркетинговое агентство DSM Group

Все патологии опорно-двигательной системы можно разделить на две обширные группы — артриты и артрозы. При артритах в определённом органе ОДС возникают воспалительные процессы, а при артрозе отмечаются дегенеративные нарушения в области суставов. Также нарушение нормального функционирования опорно-двигательного аппарата может быть вызвано в результате перелома – нарушения целостности костей или суставов. Сложность лечения данных патологий во многом зависит от типа болезни и её стадии развития. Всё же основным методом лечения остаётся медикаментозный способ.

В 2019 году в коммерческом сегменте фармрынка было реализовано более 290 млн упаковок лекарственных препаратов и добавок к пище для терапии воспалительных заболеваний опорно-двигательного аппарата на сумму 69,7 млрд рублей (в розничных ценах), согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией

DSM Group (АО “Группа ДСМ”). В динамике прослеживается чёткий положительный тренд как в рублях, так и в упаковках. Однако в отчётном году продажи в натуральном выражении упали на 1,4%. Несмотря на это в денежном эквиваленте темп прироста продаж относительно 2018 года составил 4,7%. Наибольший вес в объёме реализации заняли лекарства (98,7%), только 1,3% продаж в рублях пришлось на биодобавки (Рис. 1, 2).

Средневзвешенная розничная цена одной упаковки средства исследуемой группы в 2019 году составила 240 рублей (+6,2% при сравнении с 2018 годом), оптовая – 191 рубль (+5,0%). Наценка держится примерно на одном уровне – порядка 25%. Колебания розничных цен во многом повторяют динамику оптовых (Рис. 3).

Если в упаковках наибольший объём приходится на дешёвые средства с ценой менее 100 рублей (доля ценового сегмента 47,0% в натуральном выражении), то в рублях – на дорогостоящие лекарства и добавки из ценового диапазона “свыше 300 рублей” (доля 66,9% в стоимостном выражении).

В 2019 году аптеки реализовали 218 брендов лекарственных препаратов для терапии артрозов, артритов и регенерации костной ткани после переломов от 185 производителей (734 полных наименования). Большинство лекарственных средств конкурентной группы производятся за рубежом (141 бренд) – 76,3% от объёма продаж в рублёвом эквиваленте и 56,3% в натуральном выражении, и отпускаются в аптеках по рецепту врача (61,5% и 58,2% соответственно). Однако в динамике доля российских медикаментов растёт. На ТОП-10 препаратов пришлось 46,8% объёма продаж в рублях и 31,9% в упаковках (Таблица 1).

Таблица 1. ТОП-10 брендов лекарственных препаратов в стоимостном выражении, 2019 год

Рейтинг

Бренд

Корпорация

(Лидер)

Объём продаж

Прирост, %

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Вольтарен

Разные (GlaxoSmithKline)

4 710

11,1

19,1%

11,1%

6,8%

3,9%

2

Мидокалм

Gedeon Richter

4 102

9,0

8,3%

6,5%

6,0%

3,1%

3

Найз

Dr.Reddy's

4 057

17,4

-6,7%

-10,7%

5,9%

6,1%

4

Нимесил

Berlin-Chemie

4 013

6,2

13,8%

24,3%

5,8%

2,2%

5

Алфлутоп

Biotehnos

3 361

2,0

-3,1%

-3,9%

4,9%

0,7%

6

Терафлекс

Bayer

3 179

2,7

-2,4%

18,0%

4,6%

0,9%

7

Диклофенак

Разные (Синтез)

2 500

31,0

16,0%

-1,5%

3,6%

10,8%

8

Кетонал

Novartis

2 289

8,6

-2,3%

-7,2%

3,3%

3,0%

9

Мовалис

Boehringer Ingelheim

2 126

2,7

-2,5%

-6,2%

3,1%

0,9%

10

Артра

Unipharm

1 883

0,9

-25,7%

-26,6%

2,7%

0,3%

Общая доля ТОП-10

46,8%

31,9%

Для удобства применения препаратов производители зачастую предлагают потребителям болеутоляющие и противовоспалительные средства сразу в нескольких лекарственных формах. Так, например, лидер рынка – нестероидный противовоспалительный препарат “Вольтарен” (доля 6,8% в рублях; производят корпорации GlaxoSmithKline и Novartis) – выпускается в виде геля для наружного применения, трансдермальной терапевтической системы, ректальных суппозиториев, таблеток, а также раствора для внутримышечного введения. Оригинальный препарат в 2019 году поднялся на первую строчку, показав заметный прирост продаж – на 19,1% в рублях и на 11,1% в упаковках. Линейка “Вольтарен” достаточно широкая – включает в себя порядка 24 полных торговых наименований. Самым востребованным у потребителя является безрецептурный гель “Вольтарен Эмульгель гель наруж 2% 100 г № 1” (доля в продажах марки – 21,8% в рублях).

Рецептурный препарат “Мидокалм” (6,0%) производителя Gedeon Richter в форме таблеток, покрытых плёночной оболочкой, и раствора для внутривенного и внутримышечного введения также поднялся на одну позицию вверх, заняв вторую строчку в ТОП-10. За год продажи миорелаксанта центрального действия возросли на 8,3% в рублях и на 6,5% в упаковках. В портфеле бренда всего 4 полных наименования. Для успешной работы аптеке стоит иметь в ассортименте раствор “Мидокалм-Рихтер раст д/в/в и в/м введ 100 мг + 2,5 мг/мл 1 мл № 5” (48,1%).

На третьем месте расположился бренд “Найз” (-6,7% относительно 2018 года) с долей 5,9% в рублях. Марка индийской корпорации Dr.Reddy’s выпускается в форме таблеток, геля для наружного применения, гранул для приготовления суспензии для приёма внутрь, и включает в себя 4 полных наименования. Наиболее емким оказался препарат “Найз тб 100 мг № 20” (74,7%).

При этом максимальным спросом пользуется небрендированный дженерик “Диклофенак” (удельный вес 10,8% в упаковках). Данный препарат выпускают около 50 производителей (лидер – “Синтез”) в форме таблеток, растворов, суппозиториев, геля и мази для наружного применения. По сравнению с 2018 годом реализация данного НПВП существенно возросла – на 16,0% в рублях, в упаковках же продажи, наоборот, сократились на 1,5%.

Шесть брендов рейтинга продемонстрировали падение объёма реализации в стоимостном выражении относительно аналогичного периода 2018 года. Наибольший темп снижения был отмечен у стимулятора репарации тканей средства “Артра” (-25,7% в рублях и -26,6% в упаковках) от американской фирмы Unipharm.

БАД также широко представлены на рынке: в 2019 году россияне приобрели в аптеках 138 брендов добавок к пище производства 123 компаний (248 полных наименований). Рынок БАД концентрирован более значительно – на ТОП-10 биологически активных добавок пришлось 62,8% от объёма продаж в рублях и 21,6% в упаковках. Основные лекарственные формы: таблетки (доля 42,1% в рублях) и капсулы (40,0%).

Тройка лидеров представлена марками Solgar (доля 17,8% в рублях), “Арстига” (13,1%) и “Эвалар Горный Кальций” (9,5%) (Таблица 2).

Таблица 2. ТОП-10 брендов БАД в стоимостном выражении, 2019 год

Рейтинг

Бренд

Корпорация

(Лидер)

Объём продаж

Прирост, %

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Solgar

Solgar Vitamin and Herb

164

93,1

76,3%

80,5%

17,8%

2,1%

2

Арстига

Pharmaccess

121

85,7

3662,9%

3637,2%

13,1%

1,9%

3

Эвалар Горный
Кальций

Эвалар

87

343,7

3,0%

-0,9%

9,5%

7,8%

4

Протекта

Kendy

49

40,1

24,1%

22,9%

5,3%

0,9%

5

ФулФлекс

Вис

48

115,3

5,9%

1,3%

5,2%

2,6%

6

Артроцин

Вис

27

65,7

-2,7%

-12,0%

3,0%

1,5%

7

Доктор Море

Фармоушен Лаб

22

28,9

20,7%

21,9%

2,4%

0,7%

8

Кальций-Д3

Аквион

22

126,8

316,0%

237,6%

2,4%

2,9%

9

Хондроитин +
Глюкозамин Форте

Аквион

19

28,5

-45,3%

-38,8%

2,1%

0,6%

10

Артромаксимум

Эвалар

18

24,9

9,7%

10,1%

2,0%

0,6%

Общая доля ТОП-10

62,8%

21,6%

Первое место принадлежит добавке Solgar в форме таблеток и капсул с долей рынка 17,8% в стоимостном выражении и 2,1% в натуральном эквиваленте. Добавку к пище под данной маркой производит корпорация Solgar Vitamin and Herb. Наибольшую выручку аптекам принесли таблетки “Solgar глюкозамин-хондроитин комплекс таблетки № 60” (доля в продажах бренда 37,1% в рублях).

Вторую строчку заняла добавка в форме капсул “Арстига” фирмы Pharmaccess с долей рынка 13,1% в рублях и 1,9% в упаковках. У марки всего одно полное наименование – “Арстига капсулы 1085 мг № 100”.

Замыкает тройку лидеров БАД отечественного производства “Эвалар Горный Кальций” (9,5%) одноимённой компании. В линейке бренда тоже только одно полное наименование таблеток с дозировкой “0,84 г” и с объёмом упаковки “№ 80”.

Восемь брендов ТОП-10 биологически активных добавок показали увеличение продаж в стоимостном выражении. Максимальный темп прироста был отмечен у брендов “Арстига” (+3662,9% в рублях и +3637,2% в упаковках) производства Pharmaccess и “Кальций-Д3” (+316,0% и +237,6% соответственно) от компании “Аквион”. А вот другая добавка корпорации “Аквион” – “Хондроитин + Глюкозамин Форте”, наоборот, сократила свой объём реализации на 45,3% в рублях и на 38,8% в упаковках.

DSM Group

125040, Россия, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, д. 7, стр. 2

Тел.: +7 (495) 780-72-63/64/66 доб. 30-49

www.dsm.ru