Обзор аптечных продаж БАД для поддержания функций печени и желчного пузыря
Маркетинговое агентство DSM Group
Роль печени в организме человека переоценить невозможно. Печень – самая крупная пищеварительная железа, вырабатывающая желчь, она выполняет около 70 различных функций. При поражениях печени у человека портится кожа; кости, ногти и волосы становятся хрупкими, страдает вся пищеварительная система. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо своевременно соблюдать профилактические меры. Часто в качестве дополнения к основному лечению в целях профилактики применяют биологически активные добавки к пище.
По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО “Группа ДСМ” (DSM Group), в аптечных сетях в среднем реализуется порядка 9,6 млн. упаковок БАД для поддержания функций печени и желчного пузыря [А04]. Динамика продаж в стоимостном выражении положительная, однако в 2016 году рост резко замедлился: +3,0% против +17,7% в 2015 году. В натуральном выражении в 2016 году рынок вообще “провалился” – продажи в упаковках упали на 7,6%. Однако по итогу за три года объёмы продаж незначительно выросли с 9,4 млн. упак. в 2014 году до 9,5 млн. в 2017 году. В результате аптеки получили 1,5 млрд. руб. от реализации добавок для печени (Рис. 1).
За три года средневзвешенная цена одной упаковки БАД для поддержания функций печени возросла на 24,7% со 125 рублей в 2014 году до 156 рублей в 2017 году.
Аптечный ассортимент БАД для печени и желчного пузыря достаточно широк. В 2017 году на рынке было представлено порядка 152 брендов в 33 различных лекарственных формах. Наиболее востребованной формой у потребителя являются таблетки, которые занимают 43,9% рынка в рублях и 28,5% в упаковках. Капсулы заняли вторую строчку стоимостного рейтинга с долей 34,5%. Шрот представляет собой порошок из шелухи, образуемый в процессе отжима масла из семян расторопши. Данная лекарственная форма расположилась на 3 строчке – 5,2%. При этом в натуральном выражении шроты занимают 15,1% рынка.
Самыми дешёвыми оказались препараты в виде измельчённой травы со средней ценой 33,4 руб. за упаковку. Ярким представителем данной лекарственной формы является “Репешок Обыкновенный трава измельчённая 50 г № 1” – его средняя цена как раз в районе 33 рублей. А препараты, представленные в форме жидкого экстракта, имеют одну из максимальных стоимостей за упаковку – в среднем около 2 879,0 рублей. В данной форме выпускается только одна добавка: “Nahrin Артишок Горький Напиток экстракт жидкий 500 мл № 1” (Рис. 2).
В настоящее время самым востребованным в упаковках является ценовой сегмент “до 100 рублей”, который с 2014 года стабильно занимает более 50% потребительских предпочтений, удерживая свою долю на рынке. А вот сегмент “от 100 до 300 руб.” потерял 11% рынка за три года. Дорогостоящие препараты (с ценой выше 300 рублей) наращивают обороты с 4% в 2014 году до 16% в 2017 году.
Похожая ситуация и в стоимостной структуре потребления: средний сегмент теряет свою долю на рынке в пользу дорогих препаратов, а дешёвый сегмент удерживает свои позиции, благодаря стабильному потребительскому спросу (Рис. 3).
В 2017 году на рынке появилось 16 новых брендов препаратов БАД для печени. Отметим, что выводимые на рынок препараты относятся к разным ценовым сегментам, но наиболее популярным из них является “от 100 до 300 руб.”. В качестве примера можно привести бренд, лидирующий среди “новинок” по объёму продаж в рублях, “Гепатофильтр” отечественной компании “Отисифарм” (средняя цена 252 руб./упак.), который по итогам 2017 года смог войти в ТОП-30 всех брендов БАД для печени по стоимостному объёму. Среди “новинок” на втором месте оказался бренд “Эвалар”, его средняя цена составила 153 рубля. Тройку лидеров замыкает “Гепатодорон” (“Веледа”), который стоит порядка 1 424 рублей. В целом же данная группа довольна популярна у производителя – за последние 3 года на рынок вышли 49 новых брендов.
Всего на рынке в 2017 году было представлено более 240 торговых наименований от 139 производителей. С учётом дозировки и формы выпуска потребитель может выбирать из 353 полных наименований. Рынок представлен преимущественно российскими компаниями – на их долю приходится более 96% стоимостного объёма группы и 99% натурального. Среди отечественных производителей первую строчку занимает “Эвалар” с долей 65,8%, он также является и лидером среди всех производителей. Компания “Эвалар” представляет в аптеках широкий спектр брендов – наибольшая популярность у потребителя отмечена у БАДа, применяемого при заболеваниях печени и желчного пузыря, “Овесол” и гепатопротектора “Гепатрин”. Лидером среди иностранных производителей является Solgar с одноимённым брендом БАД, который имеет широкий спектр действия. Данный бренд занимает 1,9% рынка и попадает в ТОП-10 на пятую строчку.
Рынок БАД, применяемых при заболеваниях печени и желчного пузыря достаточно высоко концентрирован – совокупно ТОП-10 брендов занимают порядка 89,7% объёма группы в рублях. Лидерами рейтинга являются препараты производства компании “Эвалар” – “Овесол” и “Гепатрин”. Совокупно два вышеупомянутых бренда занимают 62,4% рынка. Самый высокий прирост продаж был отмечен у “Фармадар”, объём реализации которого вырос более, чем в 5 раз, что позволило бренду подняться на 18 строчек вверх и попасть в рейтинг. А вот “Времена Года” в 2017 году сократили свои объёмы на 75,4%, переместившись с 5 строчки на 10 (Табл. 1).
Таблица 1. Ключевые бренды БАД для поддержания функций печени, 2017 год
Бренд |
Производитель |
Доля, руб. |
Овесол |
Эвалар |
39,6% |
Гепатрин |
Эвалар |
22,7% |
Расторопша |
Разные |
14,6% |
Здравушка |
Фармакологическое Объединение |
5,9% |
Solgar |
Solgar Vitamin And Herb |
1,9% |
Фармадар |
Внешторг Фарма |
1,2% |
Холесенол Артишок |
РИА Панда |
1,0% |
Живитель |
Живитель |
0,9% |
Алтай |
Разные |
0,9% |
Времена Года |
Фармакор Продакшн |
0,9% |
БАД для поддержания функций печени и желчного пузыря можно разделить на пять категорий:
• БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря;
• БАД, гепатопротекторы;
• БАД, обладающие желчегонным эффектом;
• БАД, холелитолитики;
• БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях желчного пузыря, желчных протоков и печени.
Наиболее ёмкой группой в деньгах и упаковках является подгруппа “Гепатопротекторы”. По итогам 2017 года данные препараты заняли 53,6% рынка в деньгах и 70,2% в упаковках от продажи группы в целом. БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря, занимают 44,5% рынка в рублях и 27,5% в упаковках. Холелитолитики занимают наименьшую долю на рынке – около 0,04% в стоимостном выражении (Рис. 4).
Таблица 2. Ключевые позиции БАД для поддержания функций печени и желчного пузыря по назначению, 2017 год
Полное наименование |
Производитель |
Доля от подгруппы, руб. |
Средняя розничная цена, руб. |
БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря |
|||
Овесол таблетки № 40 |
Эвалар |
56,7% |
227,7 |
Овесол Усиленная Формула таблетки 0,55 г № 20 |
Эвалар |
27,7% |
367,1 |
Solgar Липотропный Фактор таблетки № 50 |
Solgar Vitamin And Herb |
2,6% |
1 146,0 |
Овесол фиточай 1,5 г № 20 |
Эвалар |
2,5% |
172,5 |
Холесенол Артишок капсулы № 36 |
РИА Панда |
2,4% |
279,5 |
БАД, гепатопротекторы |
|||
Гепатрин капсулы 0,33 г № 60 |
Эвалар |
22,1% |
515,8 |
Гепатрин капсулы № 30 |
Эвалар |
20,3% |
330,2 |
Здравушка из расторопши шрот 100 г № 1 |
Фармакологическое Объединение им. Пастера |
9,6% |
53,3 |
Шрот Расторопши Биокор порошок для орального раствора 100 г № 1 |
Биокор |
4,4% |
79,9 |
Расторопши Масло капсулы 300 мг № 200 |
Реалкапс |
3,6% |
67,7 |
БАД, обладающие желчегонным эффектом |
|||
Расторопша таблетки 500 мг № 60 |
Биокор |
38,5% |
114,7 |
Эвалар Био Чай для печени чайный напиток 1,5 г № 20 |
Эвалар |
9,9% |
152,9 |
Фитолюкс-6 Ауробель с кукурузными рыльцами (желчегонный) фиточай 1,5 г № 20 |
МК Народная Медицина |
9,9% |
66,0 |
Холесенол сироп 150 мл № 1 |
РИА Панда |
7,2% |
145,3 |
Кукурузы столбики с рыльцами сырье |
Фармгрупп |
6,4% |
61,6 |
БАД, холелитолитики |
|||
Сила Российских Трав № 22 против камней |
Региональный Центр Фиточаев |
91,8% |
81,3 |
Доктор (Доктор Селезнёв) № 22 против камней |
Чайная Компания |
7,4% |
105,1 |
Холит пилюли 550 мг № 60 |
Pt Industri Jamu Borobudur |
0,8% |
868,8 |
БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях желчного пузыря, желчных протоков и печени |
|||
Solgar Экстракт из листьев артишока капсулы |
Solgar Vitamin And Herb |
60,1% |
1 254,1 |
Артишок Премиум капсулы № 30 |
Внешторг Фарма |
22,0% |
134,2 |
Фитолив №19 Алтай фиточай 2 г № 20 |
Алтайский Кедр |
8,7% |
102,5 |
Шрот расторопши пятнистой “Солнат Био” |
Натуральные Масла |
3,4% |
39,1 |
Алтайский Букет Бальзам “Холо Фит” бальзам |
Алтайский Букет |
2,3% |
162,9 |