"РЕАБИЛИТАЦИЯ" №2(14) 2017 г.

Скачать издание (pdf)

Листать издание (pdf-вьювер)

Информация для рекламодателей (pdf)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Значение опоры для сидения в реабилитации ребенка с ДЦП

В данной статье представлена информация о модели технического средства реабилитации для ребенка-инвалида – опоры для сидения ОС-005 “Я Могу!”, освещены ее конструктивные особенности, медицинские показания к использованию.

Для ребенка с двигательными нарушениями поддержание позы часто является непростой моторной задачей. Если при наличии опор и поддержек ребенок с ней справляется, то это может помочь ему постепенно освоить позу и научиться удерживать ее самостоятельно [2]. Большую часть жизни дети с двигательными нарушениями проводят сидя. От того, как ребенок с двигательными нарушениями сидит, зависит его здоровье и качество жизни. Исследования, проводившиеся по изучению использования специальных кресел, свидетельствуют о преимуществах адаптивного сидения, такое сидение улучшает осанку, развитие моторных навыков, что способствует предотвращению появлений контрактур суставов и облегчение функционирования верхних конечностей [6].

Значение специального сидения (опоры для сидения) для ребенка с ДЦП или иными нарушениями сводится к двум направлениям – физическому и социальному:

• Подавление патологических двигательных образцов, приводящее к улучшению контроля за положением головы и туловища, что улучшает самостоятельную активность, восприятие своего тела (так как ребенок больше ощущает собственный вес), дыхание и кровообращение, речь и мимику.

• Улучшение социальной интеграции (как следствие всего перечисленного): ребенок чувствует себя лучше, так как тяжелый для него процесс поддержания позы частично берет на себя кресло, ребенок может и сидеть за столом со взрослыми, и находиться на одной высоте с другими детьми, участие ребенка в повседневной жизни становится проще и целенаправленнее [5].

Требования к приспособлениям для обучения сидению формулируются Бортфельд С. А., Семеновой К. А.: “Для этого должен быть приспособлен стул, а также даны способы фиксации больного. Для фиксации ног применяется доска с креплением стоп ремнями или прибитыми к доске ботинками. При посадке больного надо стараться соблюдать, чтобы углы между туловищем и бедром, голенью и стопой приближались к 90°. Руководствуясь этими соображениями, должна устанавливаться высота подставки под ноги. Высота столика должна приходиться на уровне груди, края столика обязательно должны доходить до спинки стула, с достаточной шириной, чтобы ребенок мог свободно положить локти.

В середине столика делается полукруглая вырезка для туловища. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы положение головы, плечевого и тазового пояса было симметричным” [3, 4].

Полностью соответствует этим требованиям конструкция опоры для сидения ОС-005 “Я могу!”, производства ООО Научно-производственное предприятие “Детская Восстановительная Медицина”. Данная модель предназначена для реабилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями, с патологиями различной степени тяжести, в том числе ДЦП, представляет собой полностью разборное регулируемое ортопедическое кресло, благодаря широкому набору регулировок конструкция позволяет адаптировать опору для сидения под индивидуальные размеры ребенка, дать ему возможность сидеть правильно и физиологично, безопасно и стабильно.

При настройке опоры для сидения, отмечает Бадалян О. Л., важно обращать внимание на очень многие факторы: “Высоту стула подбирают так, чтобы стопы полностью опирались на опору; в противном случае развиваются деформации. Нужно подобрать оптимальную ширину и длину сиденья. Слишком широкое сиденье способствует опоре на одну сторону и развитию сколиоза. На узкой опоре ребенок не в состоянии сохранять равновесие, при этом бедра приводятся во внутренней ротации. Если сиденье слишком длинное, ребенок отклоняется назад, переразгибает туловище и ноги или сидит на краю, избыточно сгибая позвоночный столб. При этом затруднена функциональная активность рук” [1]. В модели опоры ОС-005 “Я Могу!” можно регулировать и настраивать под размеры конкретного ребенка: высоту, ширину и угол наклона спинки; высоту сидения относительно поверхности пола; глубину и ширину сидения, кроме того дополнительную комплектацию входят следующие приспособления: широкая или узкая съемная подушка на сидение; широкая или узкая съемная подушка на спинку; независимо регулируемые бедренные и грудные боковые упоры, которые применяются в комплекте с узкими подушками на спинку и сидение, позволяя произвольно регулировать ширину спинки и сидения.

“Если ребенок не сидит самостоятельно, его фиксируют к стулу специальными ремнями в области грудной клетки и бедер, придавая физиологическую позу. Фиксация таза, в свою очередь, способствует правильной установке головы и туловища. При плохом контроле головы можно применить специальное приспособление, прикрепленное к спинке стула, облегчающее подъем и удержание головы и, следовательно, стабилизирующее позу сидя” [1]. В опоре ОС-005 “Я Могу!” есть 4-х точечная система крепления тела с мягким жилетом; бедренный ремень с мягкой накладкой, подголовник анатомической формы, регулируемый по высоте, специальный ремень для поддержки головы.

“Для профилактики аддукторного спазма ноги ребенка при сидении должны быть разведены и ротированы кнаружи” [1] – в комплектацию опоры для сидения входит съемный регулируемый абдуктор (межбедренный клин).

“Стопы при сидении должны находиться на опоре в среднем положении или легком тыльном сгибании. Для коррекции положения стоп применяют лонгеты, туторы, ортопедическую обувь” [1]. В опоре ОС-005 “Я Могу!” предусмотрена регулировка высоты и наклона подножки для стоп, а также настройка положения креплений для стоп вправо-влево, с жестким закреплением выбранного положения, крепления для стоп позволяют использовать дополнительные приспособления и ортопедическую обувь.

Выбирая опору для сидения, специалист по физической терапии с многолетним профессиональным опытом Р. Хольц в своей книге советует следующее: Прежде всего, выберите девизом слова: “Столько, сколько нужно (и ничего лишнего)!” – именно эти слова стали девизом при разработке такой модели опоры, которая может обеспечить необходимый и достаточный минимум для поддержания стабильной физиологичной позы сидя, а с другой стороны может быть дополнена богатым набором комплектующих с разным функционалом, которые подбираются под требования конкретного ребенка.

При разработке конструкции опоры учитывались “важные вопросы при выборе специального сидения”, которые задает в своей книге Р. Хольц [5]:

В каких ситуациях ребенок должен сидеть в таком кресле или на стуле? По рекомендациям врача: не более 1-2 часов подряд, во время еды, дневных занятий, на уроках.

Как можно применять это оборудование или вспомогательное приспособление? Опору для сидения ОС-005 можно использовать для занятий, игр, кормления. Высота сидения варьируется, поэтому может применяться, кроме подкатных столов “Я Могу!”, и с любым домашним столом. Опора для сидения оснащена большими (100 мм диаметром) поворотными колесами с тормозами, что позволяет перемещать ребенка в опоре по квартире, повышает мобильность ребенка-инвалида, расширяет его возможности.

Какие вспомогательные приспособления и оборудование для расслабления, транспортировки, создания рабочей позы уже имеются, а какие следует приобрести? Разработан целый комплект дополнительных приспособлений для поддержки позы и фиксации, каждое из которых может быть установлено и применено в случае необходимости независимо от других элементов.

Можно ли индивидуально подгонять размеры стула или кресла? Да, опора выпускается в двух размерах для детей в возрасте от 2 до 15 лет, максимальным весом до 80 кг. Широкие возможности регулировок позволяют устройству “расти” вместе с ребенком.

Возможно ли соединение этого приспособления или вида оборудования с различными рамами и столиками? Можно использовать специальный съемный столик “Я Могу!” (эргономичной формы с вырезом для туловища), или подкатной стол-парту или любой домашний стол. Специальный съемный столик “Я Могу!” устанавливается на подлокотники, регулируется по высоте, углу наклона, а также расстоянию от спинки сидения, может быть оснащен креплениями для рук и пластиковой съемной накладкой, которая значительно облегчает обработку поверхности после кормления ребенка, занятий с пластилином и т.д.

Какие материалы использованы? Все мягкие комплектующие (подушки, подголовник, абдуктор и др.) покрыты приятной на ощупь прочной тканью, допускающей многократную гигиеническую обработку традиционными средствами. Более того, покрытие мягких элементов легкосъемное, то есть при сильном загрязнении ткань можно снять и постирать. Предусмотрено 2 цвета изделия: синий и песочно-коричневый. Рама опоры выполнена из прочной фанеры, которая покрыта водоотталкивающей экологически чистой смесью природных масел и воска.

Таким образом, рассмотренная в статье модель опоры для сидения ОС-005 “Я Могу!” – эффективное техническое средство реабилитации для ребенка-инвалида и для обучения сидению, и для поддержания позы сидя. При правильной индивидуальной настройке опора обеспечивает оптимальные положения, в которых дети с ДЦП могут заниматься игровой и учебной деятельностью, развивать двигательные навыки.

Источники:

1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи: монография. – Киев, 1988.

2. Битова А. Л., Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Информационно-методический сборник для специалистов. – М., 2017.

3. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе: монография. – Ленинград, 1971.

4. Семенова К. А. Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия ДЦП: монография. – М., 1972.

5. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. – М., Теревинф, 2007.

6. Laura Neville The Fundamental Principles of Seating and Positioning in Children and Young People with Physical Disabilities. – 2005 // Электронный ресурс: режим доступа http://www.leckey.com/pdfs/The_fundamental_principles_of_seating_and_positioning_in_children_and_young_people_with_physical_disabilities.pdf.

Научно-производственное предприятие “Детская Восстановительная Медицина”, ООО

620135, г. Екатеринбург, ул. Парниковая, 1-8

Т./ф.: (343) 383-11-95, 383-11-96

E-mail: info@dvm-reab.ru • Http: www.dvm-reab.ru