"РЕАБИЛИТАЦИЯ" №3 2015 г.

Скачать издание (pdf)

Листать издание (pdf-вьювер)

Информация для рекламодателей (pdf)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Проблемы производителей и поставщиков ТСР по государственным закупкам

Крупин Евгений, директор ООО НПП “ДВМ”

В последние несколько лет в России серьезно обозначились вопросы обеспечения инвалидов индивидуальными техническими средствами реабилитации. Государство предпринимает ряд мер для решения проблемы. Принята программа “Доступная среда”, которая со скрипом, но работает. Президентом страны, Владимиром Владимировичем Путиным в обращении Федеральному собранию поставлена цель создать отрасль по производству товаров для инвалидов. Серьезную вдумчивую работу начал проводить Общероссийский Народный Фронт по инициативе Председателя правления и научного руководителя национального центра проблем инвалидности, эксперта ОНФ по делам инвалидов Александра Лысенко. Заметно, что финансовых средств на закупку индивидуальных технических средств реабилитации стало выделяться больше, при этом система закупок по-прежнему оставляет желать лучшего.

Я остановлюсь здесь буквально на нескольких вопросах, возникающих у российских производителей индивидуальных технических средств реабилитации инвалидов в связи с государственными закупками.

Одна из серьезных проблем производителей и поставщиков продукции по государственным закупкам, которая касается не только продукции для инвалидов – отсутствие понятной и прозрачной плановости и ритмичности закупок. Вроде бы и были предприняты определенные шаги в этом направлении – внедрены планы-графики закупок, которые публикуются на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru), но которые на поверку во многих случаях оказываются формальными документами.

За последние 2-3 года сформировалось впечатление, что закупки производятся по принципам “залатывания дыр” и “на что хватит денег”. С 1 января 2016 года вступают в силу части 1-10 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, посвященные планам-графикам. Думаю, они ещё не раз будут изменены и дополнены. Про ритмичность и сезонность – разговор особый. Традиционно, основная масса государственных закупок ТСР (и наверняка в других отраслях то же самое) приходится на 3-4 кварталы года, причем более – на 4 квартал. В результате первые два квартала происходит битва за каждую копейку, а в четвертом квартале производители и поставщики не выходят на аукционы, так как не имеют возможности поставить такое огромное количество товара… Проблеме этой не один год, она не раз звучала в обсуждениях на различных уровнях, вносились вполне вменяемые предложения по урегулированию, но пока все остается на прежнем уровне.

Вторая проблема касается в большей степени поставок товаров для инвалидов, условий и сроков поставки.

Технические средства реабилитации инвалидов являются индивидуальными, иными словами, для осуществления поставки производитель должен иметь информацию об инвалиде, которому предназначено ТСР, чтобы обеспечить его изделием, по размеру, характеристикам и комплектации наиболее подходящим конкретно этому инвалиду.

В подавляющем большинстве случаев выяснение данной информации ложится на поставщика и производителя ТСР: организация-заказчик пересылает поставщику списки получателей и поставщик своими силами обзванивает получателей и по телефону получает нужную информацию. Считаю такую сложившуюся систему в корне неправильной. Заказчик, непосредственно работающий и обслуживающий инвалидов на своей территории, обязан обладать информацией о конкретных потребностях каждого инвалида, в том числе и о размерах и характеристиках необходимых средств реабилитации и, соответственно, делать заказ производителю на конкретные изделия для конкретных людей и предоставлять списки получателей с указанными необходимыми размерами пользователя и комплектацией изделия конкретно для каждого получателя.

Также, считаем необходимым регламентирование сроков предоставления заказчиком информации. Вменение в обязанности заказчика предоставлять полную информацию по необходимому техническому средству реабилитации для каждого получателя и регламентирование сроков предоставления информации позволит решить сразу несколько вопросов. В частности: значительное сокращение времени поставки ТСР, исключение случаев, когда заказанное ТСР конкретному получателю уже не нужно, исключение случаев предоставления поставщику непроверенной и изначально недостоверной информации и т.д.

Для примера, в начале 2015 года ООО НПП “ДВМ” осуществлял поставку 300 опор для детей-инвалидов в один из регионов РФ. Списки получателей были представлены спустя 13 рабочих дней после заключения государственного контракта. В результате обработки полученных от заказчика списков получателей, выяснилось, что реальная потребность в данных ТСР имеется только у 171 получателей (57%), а 72 получателя (24%) сменили номер телефона или вообще сменили место жительства, у 14 получателей в списках вообще отсутствовали телефон и точный адрес проживания. За три последующих месяца обмена письмами и телефонных переговоров заказчик предоставил информацию ещё по 61 получателю. В результате, государственный контракт был расторгнут, вместо планируемых 300 изделий было поставлено 232 (77%), нарушены сроки поставки, поставщик понес значительные незапланированные расходы, вымотаны нервы… Каким образом проводилась подготовка к закупке со стороны заказчика остается вопросом. И таких случаев не один и не два за год.

Отдельный вопрос – формирование технического задания на закупку. И снова у заказчика не стоит вопрос о конкретных потребностях каждого инвалида. В большинстве своем государственные заказчики

стремятся к тому, чтобы техническое задание подходило как можно большему количеству изделий разных производителей, как минимум трех, очень боятся обвинений в ограничении конкуренции и вообще “разных неудобных вопросов” от поставщиков. В результате рождаются вот такие технические задания на опору для сидения для детей-инвалидов: “Предназначено для позиционной терапии детей (лечение положением) в процессе комплексной реабилитации. Для устранения перекреста ног и для пассивной растяжки абдукционных мышц служит абдуктор, расположенный в передней части сидения. Грудная часть тела фиксируется креплением “Уздечка”,

а тазобедренная – набедренным креплением. К сидению прилагается прикрепляемый складной столик с покрытием из ламинированного пластика с полукруглой выемкой.” Всё. О каком ИНДИВИДУАЛЬНОМ техническом средстве реабилитации может идти разговор с таким техническим заданием?

А ведь с точки зрения закона все правильно. Это снова к вопросу о работе заказчика с инвалидами и получателями ТСР, выяснении именно заказчиком потребностей инвалидов и составлении технического задания, исходя из конкретных потребностей.

Я считаю, что относительно правил описания объекта закупки (ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ) для поставок индивидуальных технических средств реабилитации должны быть внесены изменения и дополнения, поскольку закупки и поставки ТСР имеют множество особенностей и в значительной мере отличаются от большинства других государственных закупок.

Вопрос о сроках поставки также поднимался уже не раз. На сегодняшний день какого-то регламентированного по всей стране срока поставки не существует и заказчики действуют что называется “кто во что горазд”. В 2015 году в условиях проектов государственных контрактов целого ряда государственных закупок технических средств реабилитации имелось требование о 5-10-дневном сроке поставки 100% товара на территорию региона закупки после заключения государственного контракта . Что это? Непонимание заказчиком специфики поставки ТСР в условиях, когда до заключения ГК поставщик не имеет информации о размерах ТСР? Заведомо невыполнимое условие, обрекающее поставщика на штрафы? Попытка создать условия для одного МЕСТНОГО поставщика? Считаю, что в Федеральный закон № 44-ФЗ должны быть внесены дополнения, четко регламентирующие сроки поставок именно технических средств реабилитации, например поставщик обязан в течении 5 рабочих дней представить заказчику изделия на экспертизу соответствия условиям государственного контракта и срок поставки товара по государственному контракту должен быть установлен не менее 20 рабочих дней и не более 60 рабочих дней после заключения государственного контракта. Внесение четких сроков поставки ТСР по государственному контракту в Федеральный закон № 44-ФЗ и регламентирование сроков предоставления поставщиком информации по получателям ТСР исключат возможности искусственного ограничения конкуренции и другие попытки манипуляций как заказчика, так и поставщика.

И, наконец, об инновационных технических средствах реабилитации. Государственные заказчики не имеют возможности закупать инновационные ТСР, потому что, как я уже писал ранее, технические характеристики в описании должны соответствовать изделиям нескольких производителей, желательно отечественных. А какая же это инновация, какое же это инновационное ТСР, если его уже производят два или три производителя?

К тому же инновационная продукция, тем более импортозамещающая продукция, не может стоить дешевле, чем серийные продукты, производящиеся уже несколько лет. Таким образом, отечественный производитель ТСР, выпуская инновационный и (или) импортозамещающий продукт, получая призы на выставках и высокую оценку со стороны пользователей, чаще всего сталкивается с тем, что государственные закупщики отказываются его закупать, мотивируя отсутствием отечественных аналогов и высокой ценой по сравнению со стандартными ТСР.

Это всего лишь незначительная часть проблем и вопросов относительно системы государственных закупок технических средств реабилитации. В данный момент ООО НПП “ДВМ” готовит ряд предложений, которые будут направлены в различные органы и структуры, заинтересованные в совершенствовании и изменении сложившейся системы.

Научно-производственное предприятие “Детская Восстановительная Медицина”, ООО

620135, г. Екатеринбург, ул. Парниковая, д. 1-8

Т./ф.: (343) 383-11-95, 383-11-96

E-mail: info@dvm-reab.ru • Http: www.dvm-reab.ru