"РЕАБИЛИТАЦИЯ" №3 2015 г.

Скачать издание (pdf)

Листать издание (pdf-вьювер)

Информация для рекламодателей (pdf)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Абилитация детей – фундаментальная перспектива реабилитационной медицины России

А. П. Ефимов, доктор медицинских наук по специальности “биомеханика”, профессор, академик РАЕН, генеральный директор Межрегионального центра восстановительной медицины и реабилитации, Нижний Новгород – Москва

Медицинская реабилитация – это повторное восстановление функций после травм и заболеваний. При этом внутренняя программа управления человека не нарушена, индивидуальный опыт сохранен. Это подобно ремонту готового поврежденного здания. Например, восстановление ходьбы человеку, который раньше ходил, но из-за травмы потерял функцию ходьбы. Или восстановление речи инсультному больному, который до инсульта говорил и т.д.

Наш Межрегиональный центр восстановительной медицины и реабилитации занимается восстановлением детей и взрослых с тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Именно в детской практике мы столкнулись с проблемой создания или формирования у детей тех функций, которых у них не было вообще или они находились в зачаточном состоянии. Задача эта во многом оказалась более сложной, нежели реабилитация взрослых.

Создание с нуля функции стояния, ходьбы, речи, мышления, интеллекта, зрения и т.д. детям, которые ранее никогда в жизни не стояли, не ходили, не говорили, не мыслили, не видели и т.д. – создание этих функций с нуля называется абилитацией. Абилитация – это коррекция онтогенеза. При этом психофизиологической программы управления функциями организма у детей еще нет, кроме генетической. Это подобно строительству нового дома с нулевого цикла или первого этажа.

Специалистами нашего центра разработаны технология и методики не только реабилитации, но и абилитации больных с нарушениями в состоянии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Систематизация полученного на

50 000 детях опыта позволила сформулировать принципы медицинской абилитации детей (А. П. Ефимов, 2009):

1. Приоритет в сохранении и развитии программно-информационного ядра индивида.

2. Своевременная и первоочередная работа с пострадавшими программно-информационными центрами индивида в нисходящем и восходящем направлениях.

3. Нейрогенетическое управление программой целостного биосоциального развития личности.

4. Этиологическая диагностика.

5. Оценка абилитационного потенциала.

6. Этиотропная терапия.

7. Устранение патогенетических факторов.

8. Формирование саногенетических условий.

9. Строгое соблюдене противопоказаний.

10. Метаболическая коррекция патологического статуса.

11. Нейробиомеханическое управление метаболизмом головного мозга.

12. Нейротрофическая стимуляция формообразования.

13. Локальная стимуляция морфогенеза органов.

14. Афферентная и эфферентная индукция отсутствующих функций.

15. Индивидуальная дозированная тренировка гипофункций.

16. Интроекция анимационных искусственных программ через органы чувств.

17. Тренинг интегративных функций.

18. Нейроабилитация когнитивных функций

19. Количественная оценка этапных и конечных результатов.

20. Создание мотивации к психолого-педагогической абилитации.

21. Разработка индивидуалной программы амбулаторно-семейной абилитации ребенка.

Опыт абилитации и реабилитации детей убедил наших специалистов и позволяет утверждать, что существует генетическая биосоциальная программа целостного развития личности.

Мы обозначили ее аббревиатурой ГПЦРЛ.

Первый принцип абилитации – нейрогенетическое управление процессом абилитации –предполагает знание о ГПЦРЛ, возможность определения режима функционирования ее подпрограмм или отклонений с их стороны, а также возможность разумного вмешательства и управления процессом формирования целостной личности.

Принципы 2 и 3 подчеркивают важность выявления всей цепочки причин, вызвавших патологию, с обязательным выявлением первопричины и целенаправленным устранением этих причин (этиотропная терапия), как и всех патогенных факторов (принцип 4), способствующих формированию патологии. Формирование саногенетических условий (принцип 5) – необходимое звено для осуществления абилитации, предполагает создание условий, способствующих восстановлению и формированию отсутствующих (или нарушенных, ослабленных) функций организма.

6 – нейротрофическая стимуляция формообразования.

7 – локальная стимуляция морфогенеза органов.

8 – индукция отсутствующих функций. Чтобы запустить отсутствующие функции, нужна энергетика, в том числе за счет лазеропунктуры сегментарных рефлексогенных зон, стимуляции частотой 9-12 Гц по Фолю.

9 – дозированная тренировка гипофункций.

Например, слабое зрение, дизартрии, локомоторная недостаточность.