Скачать публикацию (7.08 Кб в архиве, формат MS Word)

"Реабилитация" №2(3) 2013 г.

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

PDF-версия номера (9,88 Мб)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Роль здравоохранения в назначении Технических средств реабилитации (ТСР)

Ассовская А. В., Литус А. Ю., Феськов Г. П., ООО “Актив” / проект “Равные возможности”

В России основным законом, определяющим права инвалидов, является Федеральный Закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. “О социальной защите инвалидов Российской Федерации”

Самостоятельное движения и передвижение – существенное требование к участию во многих сферах социальной жизни, и коляски для многих – лучшее средство обеспечения возможности личного передвижения. Независимое самостоятельное передвижение дает возможность учиться, работать, участвовать в культурной жизни и получать медицинское обслуживание. Без колясок инвалиды оказываются замкнутыми в стенах своего дома и не могут жить полноценной жизнью, интегрированной в интересы общества. Без колясок эти индивидуумы не в состоянии принимать участие в основных инициативах по развитию.

Серьезным препятствием на этом пути встает вопрос стоимости технических средств реабилитации и возможности их приобретения. Известно, что стоимость ТСР для отдельной категории граждан с ограниченными финансовыми возможностями является тяжелым бременем. В связи с создавшейся ситуацией Государство берет на себя ряд обязательств, делающих приобретение ТСР для инвалидов доступным за счет выплаты компенсации на приобретенное оборудование или же закупку по индивидуальным программам реабилитации.

Возникает порочный круг: при недостатке средств личного передвижения люди с ограниченными возможностями не могут избежать ловушек бедности. В таком случае они более уязвимы с точки зрения возникновения дополнительных препятствий и трудностей, а их возможности становятся еще более ограниченными, и, как следствие возрастает уровень бедности. Если это дети, то они не в состоянии развиваться правильно и избежать осложнений своего здоровья (физического и психического), не в состоянии воспринимать информацию и, соответственно, получить образование на должном уровне, в результате чего не смогут найти работу по достижении взрослого возраста, что будет способствовать росту бедности.

С другой стороны, доступ к оборудованным надлежащим образом коляскам и другим техническим средствам реабилитации позволяет людям с ограниченными возможностями работать и участвовать в основных инициативах по развитию, что способствует сокращению бедности. Соответственно, коляска и другие ТСР оказывают благоприятное влияние на развитие ребенка, что позволит ребенку посещать школу, получить образование и, в свое время, найти работу.

Когда речь идет о людях со стойкими двигательными нарушениями, наиболее значимым для них является не столько инвалидная коляска для передвижения, сколько технические средства реабилитации (ТСР), которые должны и способны обеспечить правильное положение сидя, стоя, формировать правильно развитие всех систем организма (костно-мышечной, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, органов кровообращения и нервной системы, предотвращая развитие первичных костно-мышечных деформаций и вторичных осложнений со стороны внутренних органов. Они должны быть универсальными в том смысле, чтобы они могли быть применимы, одинаково выполняя предъявленные к ним требования как в медицинском учреждении, в домашних условиях, так и в школе, детском саду и т.д.

К таким техническим средствам реабилитации (ТСР) относятся системы для сидения (кресла-коляски комнатные, прогулочные, активного типа (см. 1 – федеральный перечень), кресла-стулья с санитарным оснащением; системы для стояния (вертикализаторы, опоры), системы для формирования стереотипа ходьбы (ходунки).

Основанием для получения ТСР, либо компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации является признание лица инвалидом в соответствие с постановлением правительства РФ № 95 от 20.02.2066 г. “О порядке и условиях признания лица инвалидом”; наличием индивидуальной программы реабилитации (ИПР). В соответствие с действующим законодательством и согласно приказу Минздравсоцразвития № 379 от 4 апреля 2008 года “Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуально программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Порядка разработки и реализации” и приказа Минздравсоцразвития РФ № 77 от 31 января 2007 г. “Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь” первичные рекомендации по разработке ИПР и оформление направления на МСЭ осуществляет лечащий врач.

К сожалению, приходится констатировать факт низкого уровня знаний у лечащих врачей в области ТСР, их использования для конкретных лиц и имеющих соответствующих нарушения и осложнения. А также отмечается нехватка специалистов (врача адаптивной физической реабилитации), недостаток специальных методических и информационных знаний, отсутствие специализированной и научно популярной литературы. Такое положение вещей не позволяет профессионально оценить динамику нарушений, составить прогноз, разработать и скорректировать индивидуальную программу реабилитации.

Необходимо повышать уровень знаний врачей и особенно специалистов, непосредственно участвующих в реабилитационном процессе людей с двигательными нарушениями.

В последние десятилетия сложился стереотипный взгляд на процесс реабилитации, он рассматривается врачебным сообществом только как медицинская услуга, то есть реабилитация в медицинском учреждении, либо частным практикующим медицинским работником на дому.

А предоставление услуг, связанных с обеспечением ТСР, не рассматривалось как составная часть реабилитационных услуг. Для продолжения условий медицинской реабилитации медицинские работники обучают опекунов детей-инвалидов или инвалидов приемам и упражнениям, которые проводились в медицинском учреждении с настойчивым требованием непрерывно проводить их в домашних условиях или школе. Опекуны и сами инвалиды не являются профессиональными медицинскими работниками и также не обладают достаточными знаниями для квалифицированного проведения медицинской реабилитации на дому и, тем более, в школе; они также не имеют достаточного для этого времени, оборудования, своевременной консультации, что в конечном итоге усугубляет состояние здоровья.

Современная система финансирования учреждений здравоохранения, при котором финансирование зависит от количества пролеченных пациентов, не позволяет использовать время пребывания пациента в реабилитационном отделении или центре на 100%. Проведенные исследования в клиниках Санкт-Петербурга

и Москвы привели к расширению взгляда на понятие реабилитации. В исследование вводилось понятие “постурального менеджмента” (англ. Postur – поза), согласно которому пациентам, находящимся на отделении реабилитации в медицинском или социальном учреждении, в длительных промежутках между процедурами или занятиями (иногда на самих занятиях) предоставлялись ТСР, оборудованные должным образом и обеспечивающие правильную позу сидя, стоя или во время ходьбы. Все пациенты чувствовали себя комфортно, активно с положительным эмоциональным настроем. Оказалось, что закрепление навыков от занятий на отделении реабилитации при использовании таких ТСР возрастало многократно. Были сделаны выводы о необходимости использования таких ТСР в учреждениях здравоохранения, в домашних условиях и учреждениях образования. При этих условиях положительные результаты медицинской реабилитации становятся бесспорными.

Используя такие ТСР, осуществлять контроль за положением людей с ограниченными возможностями стало проще, и где бы ни находился пациент (в лечебном учреждении, дома, в школе), каждый может это осуществить. Возникает полный контроль со стороны всех людей, которые занимаются с пациентом (опекуны, медицинские работники, педагоги и т.д.).

Когда пациент пользует ТСР, которые обеспечивают правильную позу сидя, стоя, и формируют правильный стереотип ходьбы, в процессе медицинской реабилитации, то он активно использует свои возможности и навыки в повседневной жизни (дома, на улице), легче адаптируется к социальной жизни, а также легче и быстрее усваивает информацию и другие навыки в образовательных учреждениях, включаясь в общественную жизнь страны.

Таким образом, лечащий врач, а также специалист (врач по адаптивной физической реабилитации) являются основным звеном в системе реабилитации (медицинской, социальной и психолого-педагогической). От квалификации этих специалистов напрямую зависит обеспечение лиц с двигательными нарушениями правильно подобранными и укомплектованными ТСР, способными предотвратить осложнения и продлить жизнь…