СКАЧАТЬ (28.3 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Медтехника и медизделия" №2(8) апрель/май, 2002

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


40 ЛЕТ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ!

Е. П. Попечителев, заведующий кафедрой БМЭ и ОС

В настоящее время по данным зарубежных экспертов на современном международном рынке промышленных товаров по объему и номенклатуре одно из первых мест занимает биомедицинское оборудование. В различных производственных и медицинских организациях быстро увеличивается парк медико-биологической техники, прогнозируется дальнейшее его расширение и, соответственно, увеличение спроса на специалистов медико-технического профиля. По официальным данным, в мировой практике биомедицинские инженерные программы подготовки рассматриваются как наиболее перспективные направления высшего образования ХХI века. Кроме того, нельзя не учитывать, что сочетание биологических и технических знаний, работа в гуманном направлении, связанном с оказанием помощи человеку в различных ситуациях, возможность приобретения знаний в наиболее перспективных областях на границе биологических, медицинских и технических наук вызывают повышенный интерес и желание молодежи получать высшее техническое образование для работы в этих областях.

Направление, связанное с подготовкой специалистов и проведением фундаментальных и прикладных исследований для здравоохранения, медицины и экологии, уже давно стало в СПб ГЭТУ одним из перспективных как в сфере образования, так и в области научных исследований. В качестве образовательного направления оно появилось в 1962 г. после организации в составе ЛЭТИ первой в стране кафедры "Электронно-медицинской аппаратуры" (ЭМА), начавшей подготовку инженеров по медицинской технике. Первый выпуск таких специалистов состоялся в 1964 г. Примерно к этому же времени относится официальное начало подготовки подобных специалистов в наиболее развитых странах мира – США, Англии, Франции, Германии и др. И уже в 1990 году только в США выпуск таких специалистов составил 1500 человек в год (в подготовке участвовали 192 университета), а программа "Bioengineering", связанная с совершенствованием биомедицинского и медико-технического образования, получила статус национальной. На 2002 год в России выпуск инженеров медико-технического профиля составляет всего около 300 человек, так как многие кафедры, связанные с подготовкой таких специалистов, еще не начали самостоятельный выпуск.

Первым заведующим вновь образованной кафедры стал известный специалист по усилительной технике, д-р техн. наук, проф. О. Б. Лурье. В 1972 г. на этом посту его сменил другой известный ученый, специалист в области бионики (в частности, в области моделирования органов слуха) д-р техн. наук., проф. В. К. Лабутин, который заведовал кафедрой до ноября 1974 г. В 1975 г. на эту должность назначается канд. техн. наук, доц. Рожнов К. С., по инициативе которого в учебные программы всех специальностей вуза были включены учебные дисциплины, связанные с проблемами охраны окружающей среды. По инициативе К. С. Рожнова название кафедры было изменено: она стала называться кафедрой "Биомедицинской электроники и охраны среды" (БМЭ и ОС). Таким образом, окончательно сформировалась область научных и образовательных интересов кафедры БМЭ и ОС.

На кафедре собрались преподаватели, имевшие радиотехническое образование, но это не помешало им быстро разобраться в новых понятиях, терминах, особенностях необычных по свойствам и характеристикам биологических объектов исследования. Кафедра была включена в состав электрофизического факультета, основным объектом изучения на котором всегда являлись физические и физико-химические методы исследования сложных объектов. С появлением кафедры в техническом вузе появились непривычные для него учебные дисциплины, такие как "Биохимия", "Биофизика", "Биология человека и животных", "Методы медико-биологических исследований". Многие технические дисциплины получили медико-биологическую окраску, например, "Автоматизация обработки медико-биологической информации", "Телевизионные методы в медицине и биологии", "Электронно-медицинская аппараты и системы" и др. Пришлось осваивать новую терминологии, ставить новые лабораторные работы по медико-биологическим и медико-техническим дисциплинам, при этом известные лабораторные работы из медицинских вузов оказались непригодными для студентов технической специальности. Набольшие трудности возникали при контактах с медиками, так как новая область знаний требовала владения биомедицинской терминологией.

К середине 80-х годов кафедра ЭМА была уже хорошо известной в России и имела достаточно высокий авторитет. Ее сотрудниками были написаны первые методические пособия, поставлены учебные дисциплины, лабораторные работы и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование, т.е. созданы все составляющие учебного процесса, без которых невозможно осуществить подготовку инженеров. На ней существовали сложившиеся к тому времени научные направления, которые в разное время поставили и возглавили известные ученые. К таким направлениям можно отнести: разработку усилителей биопотенциалов (проф. О. Б. Лурье и доц. Зубков А.А.); применение телевизионных методов в медицине (в то время доц. Р. Е. Быков и доц. Е.П. Попечителев); приборы для медико-биологических исследований (доценты А. Л. Игрицкий и Н. Н. Першин); моделирование биологических систем (проф. В. К. Лабутин); изучение экологических проблем (проф. Э. И. Голованевский и доц. К.С. Рожнов). Однако эти работы носили в большей степени спонтанный характер, отражая интересы отдельных научных групп, а в ЛЭТИ тематика научных исследований, связанная с разработками в области медицинского приборостроения, также еще не получила должного внимания со стороны других кафедр. Интерес ученых и специалистов к проблемам медицинской техники еще только "просыпался".

Ситуация в ЛЭТИ стала изменяться с 1976 г., когда в его состав вошло Особое конструкторское бюро биологической и медицинской кибернетики (ОКБ БИМК). С 1991 г. – это Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт биотехнических систем (НИКТИ БТС), имеющий двойное подчинение – Министерству образования РФ и Научному Совету РАН по комплексной проблеме "Кибернетика". С этого момента работы по созданию новой медицинской техники и биотехнических систем приобрели целенаправленный характер. В вузе формируется самостоятельное направление научных исследований, которое было определено как "Автоматизация медико-биологических исследований; методы и средства синтеза биотехнических и медицинских приборов и систем; аппаратура контроля параметров окружающей среды". Вокруг этого направления объединяются многие кафедры, научные достижения которых могли иметь применение в медико-биологической практике. Учитывая ведущую роль ЛЭТИ, Минвуз поручает нашему институту собрать предложения по медико-техническим разработкам в технических институтах страны (было собрано более 400 проектов), а затем создать первую Всесоюзную научно-техническая программу по новой медицинской технике, выполняемую силами вузовских ученых страны.

Значительные изменения происходят и в развитии образовательных программ. Директор – Главный конструктор ОКБ БИМК,

д-р техн. наук, проф. В. М. Ахутин, ставший в 1976 г. одновременно заведующим кафедрой БМЭ и ОС, – в 1979 г. начинает формирование единого "образовательного пространства" в России по медико-техническому направлению подготовки специалистов с высшим образованием. Первым шагом в этом направлении было создание научно-методического совета (НМС), объединившего в то время кафедру БМЭ и ОС и еще 3 кафедры медико-технической ориентации – в СЗПИ (зав. кафедрой д-р биол. наук, проф.

В. И. Гуткин, Ленинград), МГТУ им. Н. Э. Баумана (зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. В. И. Лощилов, Москва), в Томском политехническом институте (зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. Л. М. Ананьев, Томск). Создается первый "примерный" учебный план, который становится основой для разработки индивидуальных учебных планов для других вузов, разрабатываются программы учебных дисциплин на общей методологической основе – теории синтеза биотехнических систем, перестраиваются учебные лаборатории, меняется тематика курсовых и дипломных проектов. В Ленинграде проводится несколько всесоюзных конференций, одна из которых "Бионика-78" (председателем ее оргкомитета был проф. В.М. Ахутин) стала определенной вехой в становлении нового научного направления. Укрепление нового научного направления повлияло и на образовательный процесс – кафедры медико-технической ориентации появляются в разных регионах России, на Украине, в Белоруссии, Грузии, Узбекистане, других союзных республиках.

Последующие годы показали важность произошедших изменений в понимании общих проблем и задач нового научного направления. Характерной особенностью этого периода было возрастание научного интереса к проблемам человеческого фактора и его обеспечению, что не могло не повлиять на содержание учебной подготовки и на тематику научных исследований, развиваемых в ЛЭТИ и в других вузах России.

Объем работы, проделанный кафедрой за время, прошедшее с ее организации, можно проиллюстрировать следующими цифрами: выпущено более 1500 инженеров, из них более 800 специалистов для Ленинграда – Санкт-Петербурга. Свыше 200 выпускников подготовлены для предприятий стран СНГ; примерно такое же количество инженеров – для зарубежных стран, среди которых Германия, Польша, Венгрия, Болгария, Китай, Индия, Вьетнам и др. Выпускники кафедры работают на крупных предприятиях, выпускающих медицинскую электронную технику, в организациях системы "Медтехника", НИИ и лечебных учреждениях медицинского и медико-технического профиля и принимают непосредственное участие в развитии этих организаций не только в России, но и за рубежом. Опыт организации учебного процесса, учебные планы и рабочие программы изучаются специалистами высшего образования многих стран, и кафедра БМЭ и ОС всегда способствовала распространению этого опыта.

Большое влияние на становление нового направления в образовании оказала Всесоюзная школа молодых специалистов по биотехническим системам, в организации которой посильное участие принимала и кафедра БМЭ и ОС – ее бессменным научным руководителем был проф. В.М. Ахутин, а к подготовке учебного процесса были привлечены сотрудники кафедры и ОКБ БИМК. Эта Школа в течение 25 лет с 1970 г. по 1995 г. была не только "кузницей" научных кадров (через нее прошли свыше 2000 человек), но и полигоном для отработки методических приемов обучения технических специалистов в вузах. Многие окончившие ее стали впоследствии докторами и кандидатами наук в различных областях знаний, связанных с изучением биологических объектов и разработкой технических средств для этого изучения, сами выступали в роли лекторов и организаторов школы.

В последнее десятилетие ситуация с медико-техническим образованием в России сильно изменилась. Во многих регионах проявился интерес к медико-техническим специальностям, к проблемам здравоохранения, медицины и экологии. Ведущие вузы регионов открыли у себя это направление подготовки и уже имеют своих выпускников. И сегодня в этой области образования работают 46 кафедр из 43 вузов страны, а в Перечне направлений подготовки специалистов в Высшей школе, который опубликован в 2000 г., по инициативе Учебно-методического объединения (УМО), образованного на базе СПб ГЭТУ "ЛЭТИ" еще в 1978 г., включены уже два направления, связанные с медико-техническим образованием: "Биомедицинская техника" и "Биомедицинская инженерия". Первое из них определяет программу подготовки дипломированных специалистов – инженеров, а второе – программу подготовки бакалавров и магистров техники и технологий для работы в медико-технической области. Это стало возможным благодаря активной поддержке университета усилий кафедры по развитию образовательных программ медико-технической направленности. Наш университет определен как головной, а его ведущая роль подтверждается также и тем, что в названии УМО (УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации) отражено это направление. Однако этому предшествовал сложный путь становления медико-технического образования, на котором были удачи, но были и трудности, которые удавалось успешно преодолевать благодаря инициативе и энтузиазму сотрудников кафедры БМЭ и ОС.

Кафедра значительно выросла по численности. К началу 2002 года на ней работает 27 преподавателей, из которых 6 докторов наук (из них 2 совместителя), 15 кандидатов наук (из них 4 совместителя), 4 ассистента. Выпуск дипломированных специалистов на дневном и на вечернем отделениях составляет по две группы, имеется небольшая группа по заочной форме обучения. Кроме того, кафедра готовит бакалавров (одна группа) и магистров по 3-5 специализациям. Существует контрактный прием студентов на все перечисленные образовательные программы.

Для усиления практической подготовки выпускников кафедры, особенно по специальности 190600, кафедра БМЭ и ОС выступила с инициативой организации базовой кафедры "Медицинские технологии" на территории крупной городской больницы № 5 им. Филатовой. Заведующим этой кафедры назначен главный врач, канд. мед. наук, А.Я. Голышев. Это относительно новое лечебное учреждение, оснащенное новейшей отечественной и зарубежной медицинской техникой, представляет собой идеальный "полигон" для обучения, переподготовки и повышения квалификации технических специалистов. Уже первый опыт работы базовой кафедры показал, что только такой путь совершенствования учебного процесса может значительно поднять уровень подготовки студентов. Достойное место в системе образования может занять и такая специализированная организация, как объединение "Медтехника", в котором имеются производственные и учебные помещения, разработаны методические пособия и циклы практических занятий на медицинской технике, а также научно-производственное объединение "Красногвардеец", с которым кафедра всегда имела тесные связи по подготовке молодых специалистов.

Большое значение для совершенствования учебного процесса имеет работа кафедры по организации приема на медико-технической направление. Представляется достаточно перспективным вариант организации системы непрерывного медицинского и медико-технического образования, предложенный кафедрой: школа (медицинский лицей) – колледж (или университет) (медицинские или медико-технические специальности) – университет. Для такой организации в Санкт-Петербурге имеются все предпосылки и уже существуют необходимые связи между учебными заведениями разного уровня.

Большие надежды возлагаются на экспертный Совет по научно-образовательному направлению "Биотехнические системы и технологии", который создан в ЭТУ в 2000 г. и объединяет две кафедры (кроме кафедры БМЭ и ОС, в нем представлена кафедра "Инженерной защиты окружающей среды", образованная в 1995 г. при непосредственном участии кафедры БМЭ и ОС). В состав Совета вошли директора и ведущие специалисты ряда организаций Санкт-Петербурга, связанные с медико-техническим обеспечением здравоохранения города. Многие из этих организаций стали стратегическими партнерами кафедры БМЭ и ОС, с некоторыми из которых подготовлены соответствующие долгосрочные соглашения.

Поставить учебный процесс можно было только при хорошо налаженном процессе научных исследований. Определяющим для характеристики научных направлений, развиваемых на кафедре, стала теория синтеза биотехнических систем, основные положения которой были сформулированы проф. В. М. Ахутиным еще в семидесятые годы ХХ столетия. На ее основе на кафедре выросли и успешно развиваются несколько научных школ, и с их несомненными достижениями можно познакомиться в последующих статьях этого выпуска.

Лучшим выпускникам кафедры предоставляется возможность в дальнейшем продолжить обучение через аспирантуру по нескольким научным специальностям:

05.11.13 – Приборы и методы контроля среды, веществ и материалов;

05.11.16 – Информационные измерительные и управляющие системы (медико-биологические и экологические исследования);

05.11.17 – Приборы, системы и изделия медицинского назначения;

19.00.03 – Психология труда, инженерная психология и эргономика.

За прошедшие годы кафедра БМЭ и ОС сохраняла за собой роль головной кафедры в России. Она была инициатором открытия в 1994 г. новой инженерной специальности 190600, разработала концепцию нового направления профессионального высшего образования для подготовки бакалавров и магистров техники и технологий – "Биомедицинская инженерия" и сейчас готовит предложения по развитию новых специальностей в рамках направления "Биомедицинская техника". В состав Учебно-методического объединения при ЭТУ входит Учебно-методический Совет (УМС) по медико-техническим направлениям высшего образования, в котором представлены комиссии по каждому направлению подготовки. Рабочие программы учебных дисциплин, методические материалы, учебные пособия, разработанные в ЭТУ, широко используются в других вузах России и определяют развитие их образовательных программ.

Изменилось и отношение ученых ЭТУ к проблемам биомедицинской техники. Трудно назвать кафедру, которая ни рассматривала бы возможность использования своего научного и технического потенциала в этой области. В университете накоплен и опыт внедрения технических разработок, так как ЭТУ является соисполнителем ряда научно-технических программ по медико-технической тематике, при этом часть ученых университета тесно связана с медицинскими учреждениями.

ЭТУ стал базовой организацией по медико-техническому образованию в Комитете по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и имеет тесные контакты с несколькими ассоциациями: "Здравоохранение Северо-Запада", лабораторной техники, предприятий и организаций медицинской промышленности Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При поддержке этих организаций в ЭТУ создан Региональный учебный центр по интегрированному медико-техническому образованию (РЦ ИМТО), призванный организовать систему переподготовки и повышения квалификации технических специалистов, которые работают в системе здравоохранения. Дальнейшим толчком для развития биотехнического направления в образовании послужила организация в структуре ЭТУ самостоятельного факультета, отвечающего фундаментальным целям и задачам образования в области биомедицинской инженерии, координирующего научные исследования в этой же области, – факультета приборостроения, биомедицинской и экологической инженерии (ФПБЭИ).

Обобщая изложенное, можно сформулировать главный итог прошедших 40 лет: биотехническое направление заняло в России прочные позиции, как в образовательном процессе, так и в научных исследованиях. И в этом огромная заслуга Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета и кафедры БМЭ и ОС, которая отмечает и свой сорокалетний юбилей. Все мы надеемся, что традиции требовательности и доброжелательности, настойчивости и инициативы, которые всегда были присущи сотрудникам кафедры и приносили успех, должны остаться и в будущем, преумножая ее достижения в подготовке высококвалифицированных специалистов и развивая новые направления научных исследований в медицине, биологии и экологии.