"Российский рынок БАД" №3(16) 2018

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж лекарственных препаратов и БАД, применяемых для стабилизации артериального давления

Маркетинговое агентство DSM Group

Артериальная гипертензия широко распространена практически во всех странах мира. По данным ВОЗ, она стабильно занимает ведущее место среди причин смертельного исхода от сердечно-сосудистых заболеваний. В мире гипертонической болезнью страдает каждый пятый житель планеты. Но если раньше болезнь в основном диагностировалась у людей старше 40 лет, то на данный момент около 33,4% гипертоников – это молодые люди (http://infarkty.net/statistika-zabolevaemosti-gipertoniej-v-rossii.html).

Высокое давление сжимает стенки артериальных сосудов, что выражается в виде головной боли, головокружения, звона в ушах, тошноты и рвоты. Если давление поднимется до критической отметки, то в организме могут начаться необратимые процессы вплоть для летального исхода.

Для того, чтобы нормализовать повышенное артериальное давление, нужно обязательно совмещать медикаментозное лечение с коррекцией образа жизни, которая включает отказ от вредных привычек, правильное питание и спорт, соблюдение режима дня, психологический комфорт и т. д. Однако делать это необходимо под контролем врача.

Российский фармацевтический рынок предлагает широкий ассортимент лекарственных препаратов и биологически активных добавок для профилактики и терапии гипертонии. В январе-сентябре 2018 года на аптечных полках можно было найти 370 брендов лекарственных препаратов и 29 соответствующих наименований БАД.

В статье рассмотрены лекарственные препараты и БАД следующих групп:

• [С09] “Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин”;

• [С03] “Диуретики”;

• [С02] “Гипотензивные препараты”;

• [С07] “Бета-адреноблокаторы”;

• [С08] “Блокаторы “медленных” кальциевых каналов”;

• [С10] “Гиполипидемические препараты”;

• [C02B] “БАД, применяемые при повышенном артериальном давлении”.

На протяжении последних 4-х лет июнь и декабрь являются пиковыми месяцами по продажам медикаментов и биодобавок, применяемых для стабилизации артериального давления. Однако сезонный фактор не играет решающей роли, спрос на данные средства стабилен в течение всего года (Рис. 1).

В 2017 году объём продаж препаратов и добавок, нормализующих артериальное давление, вырос на 7,8% по сравнению с 2016 годом, и составил 70,9 млрд рублей (здесь и далее объёмы продаж приведены в розничных ценах аптек с НДС). Динамика данной группы средств на протяжении последних нескольких лет положительная. Увеличение объёма реализации связано как с ценовыми факторами (инфляция, цена и т. д.), так и с переключением потребителей на более дорогостоящие средства.

С января по сентябрь 2018 г. объём реализации гипотензивных средств составил 57,6 млрд рублей: +8,8% относительно аналогичного периода 2017 года. Наибольшую долю в объёме реализации заняли лекарства (99,9%), только 0,1% продаж в рублях пришлось на биодобавки (Рис. 2, 3).

За 2017 год было продано 379,7 млн упаковок антигипертензивных средств (+5,1% относительно 2016 г.). Объём реализации в упаковках стабильно растёт: пик продаж пришёлся на 2015 год (+11,2%), когда было отмечено максимальное значение доли дешёвых средств “до 50 руб.” (28,5% в упаковках).

На 11,9% вырос объём продаж за 9 месяцев 2018 года по сравнению с январём-сентябрём прошлого года, и составил 314,7 млн упаковок. Как и в стоимостном выражении, в упаковках превалируют лекарства – доля 99,9% против 0,1% у биологически активных добавок.

В январе-сентябре 2018 года оптовая цена составила 151,3 руб./упак., розничная – 182,9 руб./упак. Наиболее востребованными среди потребителей являются средства из ценового диапазона “от 50 до 150 руб.” – на их долю приходится 32,7% продаж антигипертензивных препаратов в натуральном выражении. Также спросом пользуются лекарства из средней ценовой категории “от 150 до 500 руб.” (30,8% в упаковках). Данный сегмент за первые 9 месяцев 2018 года принёс аптекам наибольшую выручку – 45,4% продаж группы в стоимостном эквиваленте (Рис. 4).

Средневзвешенная цена в сегменте “до 50 руб.” составила 26,8 руб., “от 50 до 150 руб.” – 93,4 руб., “от 150 до 500 руб.” – 269,5 руб., “свыше 500 руб.” – 731,4 руб.

В динамике доля отечественных препаратов и биодобавок для стабилизации артериального давления растёт. В 2017 году удельный вес российских средств вырос на 7,0% в денежном эквиваленте (20,6%) и на 7,9% в натуральном (38,9%) при сравнении с 2014 годом. При этом импортные средства превалируют в структуре рынка по происхождению: 79,4% в рублях и 61,1%

в упаковках. Стоимость отечественных препаратов составила порядка 99,0 руб./упак. (+7,9% относительно 2016 г.), импортных – 242,7 руб./упак. (+4,0%) (Рис. 5).

В январе-сентябре 2018 года данная тенденция продолжилась – доля отечественных препаратов возросла до 23,8% в стоимостном и 45,6% в натуральном выражении. Средневзвешенная цена зарубежного средства составила 256,6 рублей, российского – 95,2 рублей.

Современный рынок фармацевтических средств представлен множеством различных видов лекарственных препаратов для стабилизации артериального давления. В 2018 году на аптечных полках было представлено 370 брендов от 165 производителей (1 480 полных наименований). ТОП-10 препаратов заняли долю 39,7% в рублях и 31,9% в упаковках (Таблица 1).

На первом место находится селективный бета1-адреноблокатор в форме таблеток, покрытых плёночной оболочкой, – “Конкор” – с долей рынка 8,1% в стоимостном выражении и 6,3% в натуральном. Для успешной работы аптеке необходимо иметь в ассортименте таблетки “Конкор Кор тб п/о 2,5 мг № 30”. На второй строчке расположился препарат, влияющий на систему ренин-ангиотензин, – “Лозап” производства Sanofi – с долей рынка 6,1% в рублях. Третью позицию удерживает гипотензивное средство “Лориста” (доля 5,3%).

“Эналаприл” является самым популярным препаратом среди потребителей, и занимает 12,2% рынка в упаковках. Наиболее востребованными являются таблетки “Эналаприл тб 10 мг № 20” (19,3% продаж бренда в рублях и 26,0% в упаковках).

Семь брендов ТОП-10 лекарственных препаратов показали прирост в стоимостном выражении. Наибольший темп прироста был отмечен у антигипертензивного средства “Эналаприл” (+23,2% в рублях и +36,0% в упаковках). А вот гипотензивный препарат “Валз” потерял 18,0% продаж в рублях и 18,3% в упаковках.

За первые 9 месяцев 2018 года аптечный ассортимент был представлен 29 брендами БАД производства 28 компаний (42 полных наименования). Рынок БАД более высококонцентрирован – ТОП-10 биодобавок заняли долю 96,4 в рублях и 94,0% в упаковках (Таблица 2).

На первом месте оказалась добавка, применяемая при повышенном артериальном давлении, – “АД Норма” – с долей рынка 40,2% в стоимостном и 20,8% в натуральном эквиваленте. Наиболее востребованными являются капсулы “АД Норма капсулы 300 мг № 60”. Вторую строчку заняла добавка “Эвалар БИО” отечественного производства с долей рынка 25,0% в рублях. На третьей строчке расположился БАД “АД-Минус” (доля 10,6% в руб.).

Шесть брендов ТОП-10 биологически активных добавок показали увеличение продаж в стоимостном выражении. Наибольший темп прироста был отмечен у биодобавок, поддерживающих функции сердечно-сосудистой системы, “Природный Лекарь” (+757,8% в рублях и +750,5% в упаковках) и “Сушеница Топяная” (+95,0% и +120,9% соответственно). А вот добавка-лидер “АД Норма” снизила свой объём реализации на 26,2% в рублях и на 24,9% в упаковках.

Таблица 1. ТОП-10 брендов ЛП для стабилизации артериального давления в стоимостном выражении, 9М 2018 г.

Рейтинг

Бренд

9М 2018 г.

Прирост, %

9М 2018 г./ 9М 2017 г.

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Конкор

4 660,8

19 766,9

+2,4%

+6,7%

8,1%

6,3%

2

Лозап

3 502,1

7 443,3

+4,0%

+3,2%

6,1%

2,4%

3

Лориста

3 046,8

10 077,7

+8,6%

+7,5%

5,3%

3,2%

4

Нолипрел

2 414,3

3 474,4

+3,5%

+5,9%

4,2%

1,1%

5

Престариум А

2 245,2

4 219,5

-0,1%

+2,6%

3,9%

1,3%

6

Престанс

1 448,5

2 093,1

-4,7%

-0,05%

2,5%

0,7%

7

Валз

1 440,7

3 017,1

-18,0%

-18,3%

2,5%

1,0%

8

Эналаприл

1 415,8

38 234,4

+23,2%

+36,0%

2,5%

12,2%

9

Капотен

1 351,0

6 358,0

+7,3%

+2,0%

2,3%

2,0%

10

Беталок

1 330,5

5 549,5

+13,8%

+16,7%

2,3%

1,8%

Общая доля ТОП-10

39,7%

31,9%

Таблица 2. ТОП-10 брендов БАД для стабилизации артериального давления в стоимостном выражении, 9М 2018 г.

Рейтинг

Бренд

9М 2018 г.

Прирост, %

9М 2018 г./ 9М 2017 г.

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

АД Норма

15,6

57,5

-26,2%

-24,9%

40,2%

20,8%

2

Эвалар БИО

9,7

68,1

+20,6%

+11,8%

25,0%

24,6%

3

АД-Минус

4,1

18,2

-15,2%

-17,1%

10,6%

6,6%

4

Сила Российских Трав

2,8

32,4

+10,7%

+10,2%

7,2%

11,7%

5

Гипертоникс

1,7

22,1

+18,8%

+16,9%

4,3%

8,0%

6

Омела

1,6

36,3

-17,6%

-19,39%

4,2%

13,1%

7

Природный Лекарь

0,6

7,8

+757,8%

+750,5%

1,6%

2,8%

8

Сушеница Топяная

0,6

10,2

+95,0%

+120,9%

1,5%

3,7%

9

Фитогипертон

0,4

3,1

-7,0%

-3,0%

1,0%

1,1%

10

Фитоком

0,3

4,7

+19,8%

+22,2%

0,9%

1,7%

Общая доля ТОП-10

96,4%

94,0%