"Российский рынок БАД" №2(15) 2018

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж БАД, применяемых для терапии остеопорозов и сопутствующих заболеваний

Маркетинговое агентство DSM Group

С возрастом у людей снижается плотность костей, нарушается структура костной ткани, и как следствие, кости становятся хрупкими, повышается риск переломов даже от незначительной нагрузки. Эта патология называется остеопороз.

Причиной остеопороза и других сопутствующих заболеваний опорно-двигательного аппарата является нарушение обмена веществ в костной ткани, при котором процессы разрушения преобладают над костеобразованием. Для восстановления структуры костей и в качестве профилактики остеопороза фармпроизводители предлагают натуральные биологически активные добавки к пище в хорошо усвояемой форме (добавки из групп [К-11] “БАД к пище, поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата” и [М] “БАД, применяемые при заболеваниях костной системы”).

Согласно данным Ежемесячного розничного аудита, проводимого ЗАО “Группа ДСМ” (DSM Group), за первые семь месяцев 2018 года на российском аптечном рынке было реализовано около 3,6 млн. упаковок (-0,7% относительно 7М 2017 г.) биологически активных добавок для терапии остеопорозов и сопутствующих заболеваний на сумму свыше 983,7 млн. рублей (+5,6%). За год средневзвешенная стоимость одной упаковки БАД возросла на 6,3% и составила 277 рублей (Рис. 1).

Структура продаж БАД для терапии остеопорозов по ценовым сегментам при сравнении с январём-июлем 2017 года изменилась в пользу дорогостоящих добавок. Однако наибольшим спросом у покупателей пользуются всё же дешёвые добавки стоимостью до 150 рублей, данный сегмент занимает 53,2% в структуре продаж в натуральном выражении. В виду своей невысокой стоимости в рублях данная категория занимает только 7,9%. Наибольшую выручку приносят пищевые добавки из сегмента “свыше 500 руб.” (доля на рынке 56,0%). За год удельный вес дорогостоящих добавок вырос на 2,2% (Рис. 2).

Как и по всему рынку БАД в целом, добавки для терапии остеопороза и сопутствующих заболеваний в большей мере представлены отечественными средствами: 64,4% в рублях и 89,0% в упаковках. Стоит отметить, что в натуральном выражении доля российских биодобавок выросла на 0,4% относительно 7М 2017 г., данная динамика связана с тем, что продажи отечественных средств (-0,2%) упали менее значительно, чем объём реализации зарубежных добавок (-4,0%) при сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом в денежном выражении структура продаж по происхождению изменилась в пользу БАД импортного производства (удельный вес вырос на 2,1%). Рост объёма реализации импортных биодобавок на 12,3% произошёл благодаря активному росту средневзвешенной цены упаковки БАД против остеопорозов на 17,0% (900 руб./упак.). Цена отечественной добавки в 4,5 раза ниже – 200 руб./упак. (Рис. 3).

На фармацевтическом рынке был представлен широкий ассортимент биологически активных добавок для лечения остеопорозов и других сопутствующих патологий опорно-двигательного аппарата.

В январе-июле 2018 года на аптечных полках можно было найти 172 бренда от 140 производителей (336 полных наименований).

Лидером рынка на протяжении последних двух лет является марка “Хонда” отечественного производителя “Эвалар” (доля 11,4% в руб.), несмотря на падение продаж как в стоимостном, так и натуральном выражении. Данная добавка выпускается не только в пероральных формах, но и в виде напитка. Однако наибольшую прибыль приносят более привычные для покупателей таблетки (56,6%). Для успешной работы аптекам нужно иметь “Хонда Форте таблетки 500 мг + 500 мг 1,3 г № 36” с ценой 708 руб./упак. (Таблица 1).

На вторую строчку поднялся бренд Solgar одноимённой компании, показав один из максимальных приростов продаж (+73,4% в руб. и +90,1% в упак.). Основной рост марке обеспечили капсулы “Solgar Витамин D3 капсулы 600 ме № 60” (+114,4% в руб.). Кроме того, в линейке появилась новая позиция “Solgar Куркумин капсулы № 30” (объём продаж за 7М 2018 г. составил 13,9 млн. рублей).

Третью позицию занял “Глюкозамин Максимум” производства Bausch Health, уступив второе место Solgar из-за разнонаправленной динамики. Таблетки “Глюкозамин Максимум таблетки 1 470 мг № 30” (-25,2%) и “Глюкозамин Максимум таблетки № 30” (-11,3%) обеспечили торговому наименованию отрицательную динамику.

А позиция “Глюкозамин Максимум таблетки 1 470 мг № 60” наоборот показала прирост объёма реализации на 20,3%.

В рейтинге три новичка “Компливит Кальций Д3 Голд” (+29 мест), “Ортомоль” (+5 строчек) и “Витамир” (+1 позиция). Максимальный прирост среди брендов “двадцатки” показал “Компливит Кальций Д3 Голд”, продажи которого выросли в почти 10 раз. Максимальным падением отметился “Хондроитин+Глюкозамин Форте” (-24,7%).

На первой строчке рейтинга по производителям в целом расположилась отечественная компания “Эвалар” с долей 19,0% в рублях и 16,5% в упаковках. Второе и третье место заняли производители Solgar Vitamin And Herb (10,9%) и Bausch Health1 (9,3%) соответственно.

13 компаний из 20 в январе-июле 2018 года показали прирост объёма реализации. Основные изменения в рейтинге коснулись компаний Sanofi (+75 мест), Natures Bounty (+15 позиций), “Отисифарм” (+10 строчек) (Таблица 2).

1 С 1 июля 2018 года международная фармацевтическая компания Valeant сменила название на Bausch Health.

Таблица 1. ТОП-20 брендов БАД для терапии остеопорозов и сопутствующих заболеваний в стоимостном выражении, 7М 2018

Рейтинг

7М 2018

Изменение
7М 2018 / 7М 2017

Бренд

Объём
продаж,
млн. руб.,
7М 2018

Объём
продаж,
тыс. упак.,
7М 2018

Прирост
в руб., %

7М 2018 /

7М 2017

Прирост
в упак., %, 7М 2018 /

7М 2018

Доля
в руб., %,
7М 2018

Доля
в упак., %,

7М 2018

1

-

Хонда

111,7

201,2

-4,0%

-8,8%

11,4%

5,7%

2

+1

Solgar

107,4

82,0

+73,4%

+90,1%

10,9%

2,3%

3

-1

Глюкозамин Максимум

91,1

155,9

-0,9%

-5,6%

9,3%

4,4%

4

+4

Геладринк

52,9

21,3

+31,2%

+31,8%

5,4%

0,6%

5

-

Глюкозамин-
Хондроитиновый Комплекс

49,2

136,3

+1,1%

+11,1%

5,0%

3,8%

6

-2

Эвалар Горный Кальций

44,8

186,9

-14,3%

-14,8%

4,6%

5,3%

7

-

Доппельгерц

43,0

92,0

+5,3%

-0,2%

4,4%

2,6%

8

+3

Хондроитин+ Глюкозамин

33,2

27,8

+1,2%

-18,2%

3,4%

0,8%

9

+3

Кальцид

32,5

226,6

+1,1%

+2,3%

3,3%

6,4%

10

+29

Компливит Кальций Д3 Голд

32,1

54,2

+931,3%

+1035,6%

3,3%

1,5%

11

-2

Фулфлекс

29,2

72,8

-15,9%

-19,8%

3,0%

2,1%

12

-2

Хондроитин + Глюкозамин Форте

25,9

35,0

-24,7%

-22,3%

2,6%

1,0%

13

+2

Геленк Нарунг

25,6

9,1

+22,2%

+22,4%

2,6%

0,3%

14

-1

Протекта

23,2

19,1

-8,8%

-4,2%

2,4%

0,5%

15

+2

Артро-Актив

19,8

92,2

+21,5%

+22,6%

2,0%

2,6%

16

+4

Инолтра

17,9

4,5

+55,7%

+59,2%

1,8%

0,1%

17

-3

Артроцин

17,4

46,1

-19,8%

-29,0%

1,8%

1,3%

18

+1

Коллаген Ультра

16,7

44,7

+45,0%

+37,7%

1,7%

1,3%

19

+5

Ортомоль

14,6

2,1

+49,8%

+145,8%

1,5%

0,1%

20

+1

Витамир

14,1

78,1

+30,0%

+26,8%

1,4%

2,2%

Таблица 2. ТОП-20 производителей БАД для терапии остеопорозов и сопутствующих заболеваний в стоимостном выражении, 7М 2018

Рейтинг

7М 2018

Изменение
7М 2018 / 7М 2017

Фирма-производитель

Объём
продаж,
млн. руб.,
7М 2018

Объём
продаж,
тыс. упак.,
7М 2018

Прирост
в руб., %

7М 2018 /

7М 2017

Прирост
в упак., %, 7М 2018 /

7М 2018

Доля
в руб., %,
7М 2018

Доля
в упак., %,

7М 2018

1

-

Эвалар

187,1

585,2

-4,6%

-3,0%

19,0%

16,5%

2

+2

Solgar Vitamin And Herb

107,4

82,0

+73,4%

+90,1%

10,9%

2,3%

3

-1

Bausch Health

91,1

156,0

-1,0%

-5,8%

9,3%

4,4%

4

-1

Внешторг Фарма

59,1

62,9

-12,1%

-20,7%

6,0%

1,8%

5

+1

Фармакор Продакшн

55,3

151,3

-8,3%

+4,5%

5,6%

4,3%

6

+3

Orling

53,5

21,7

+31,7%

+32,4%

5,4%

0,6%

7

-2

РИА Панда

49,8

132,2

-19,3%

-26,9%

5,1%

3,7%

8

-

Queisser Pharma

43,0

92,0

+5,3%

-0,2%

4,4%

2,6%

9

+10

Отисифарм

34,9

61,8

+289,0%

+226,5%

3,5%

1,7%

10

-

Комфорт Комплекс

32,5

226,6

+1,1%

+2,3%

3,3%

6,4%

11

+2

Koelbel Produktforschung

25,6

9,1

+22,2%

+22,4%

2,6%

0,3%

12

-1

Kendy

23,5

20,5

-8,8%

-4,3%

2,4%

0,6%

13

-1

Квадрат-С

22,3

382,1

-1,7%

-22,6%

2,3%

10,8%

14

-

Диод

19,8

92,2

+21,5%

+22,6%

2,0%

2,6%

15

-

Irwin Naturals

17,9

4,5

+55,7%

+59,2%

1,8%

0,1%

16

+2

Ортомоль

14,6

2,1

+49,8%

+145,8%

1,5%

0,1%

17

+15

Natures Bounty

13,1

7,1

+333,5%

+228,6%

1,3%

0,2%

18

+7

Фармоушен Лаб

12,5

16,2

+189,7%

+193,1%

1,3%

0,5%

19

+75

Sanofi

11,8

45,4

+32683,0%

+42353,3%

1,2%

1,3%

20

-

Реалкапс

9,6

120,7

+31,9%

+35,9%

1,0%

3,4%