Обзор аптечных продаж БАД для поддержания функций центральной нервной системы
Маркетинговое агентство DSM Group
Центральная нервная система (ЦНС) – одна из важнейших систем человеческого организма, которая имеет непосредственную связь со всеми органами и системами в теле человека, несет ответственность за органы чувств, эмоции, память, а также мысли. Стрессы, неправильное питание порождают болезненные нарушения в организме, требуя от нервной системы повышенного напряжения и активности. Побороть стресс и минимизировать негативное влияние на ЦНС может помочь такая категория средств, как БАД для поддержания функций центральной нервной системы.
В среднем в аптеках реализуется порядка 35,6 млн. упаковок БАД, предназначенных для поддержания центральной нервной системы. Динамика продаж в натуральном выражении положительная, причем прирост потребления происходит на протяжении трех лет в среднем на 6,9%, несмотря на небольшое падение спроса в 2016 году (-2,1%). В результате объем вырос с 32 млн. упак. в 2014 году до 39 млн. в 2017 году. Отметим, что и в деньгах рынок также вырос в 2014-2017 годах в среднем на 9,8% ежегодно. В результате аптеки получили от продажи препаратов данной группы более 4,6 млрд. рублей (Рис. 1).
Вместе с ростом объемов реализации БАД для поддержания функций центральной нервной системы из года в год мы наблюдаем увеличение средневзвешенной розничной цены БАД данной группы. Так, за 4 года средневзвешенная стоимость одной упаковки выросла на 28,9% с 92 рублей в 2014 году до 119 рублей в 2017 году.
В 2017 году на рынке было представлено 56 лекарственных форм БАД для поддержания функций ЦНС. Наиболее востребованной формой оказались таблетки, на их долю приходится порядка 50,9% всего объема продаж в натуральном выражении и 45,4% в стоимостном. На втором месте по стоимостному объему продаж находятся препараты в виде “капсул” – доля 18,3%. В натуральном выражении второе место занимают “таблетки для рассасывания” – 16,6%.
Самыми дорогими оказались препараты в виде растворов со средней ценой 1 927,2 руб./упак. Например, самый популярный препарат “Solgar L-Карнитин раствор 1 500 мг 473 мл № 1”, выпускаемый в данной форме, стоит порядка 2771,8 руб. А препараты, представленные в форме пастилок, имеют одну из минимальных стоимостей за упаковку в среднем – 19,9 рублей. Ярким представителем этой лекарственной формы является “Пустырник Премиум пастилки 5 г № 5” – его средняя цена как раз в районе 19,1 рублей (Рис. 2).
В настоящий момент самым востребованным в упаковках является ценовой сегмент “до 100 рублей”, который с 2014 года стабильно занимает более 60% потребительских предпочтений. Однако прослеживается динамика снижения доли данного сегмента. Так, в 2017 году доля дешевых препаратов сократилась на 5% относительно 2014 г. и составила 63%. Все прочие сегменты наоборот выросли.
В стоимостном выражении наиболее популярен средний ценовой сегмент “от 100 до 300 рублей”. В 2017 году он занял долю около 47%, потеряв 3% рынка относительно 2014 года. Доля дешевых лекарств “до 100 рублей” снизилась еще значительнее (-7% относительно 2014 г.). А вот объем дорогостоящих лекарств наоборот растет, так, в 2017 году доля препаратов с ценой свыше 300 рублей составила 25%. Данная динамика обусловлена ростом цен, а также изменением предпочтений потребителей в пользу дорогостоящих препаратов (Рис. 3).
Отметим, что выводимые на рынок препараты относятся к разным ценовым сегментам. В качестве примера можно привести “Келтикан Комплекс” компании Takeda – по итогам 2017 года препарат занял 3 строчку среди всех брендов БАД для поддержания функций ЦНС и 1 место среди новинок, хотя первые продажи были отмечены только в 2016 году. Его средняя цена 942 рубля. А вот расположившаяся на 1 строчке ниже “Валериана + В6” (“Внешторг Фарма”) стоит порядка 70 рублей (она появилась в аптеках в 2015 году). Тройку лидеров по занятой доли у “новинок” занимает “Пустырник + B6” (“Квадрат-С”) со средней ценой 65 рублей за упаковку.
В целом же группа довольно популярная у производителя – за последние 3 года на рынке появилось 157 новых бренда.
Всего на рынке представлено 383 бренда, которые производят порядка 238 компаний. С учетом дозировки и формы выпуска потребитель может выбирать из 810 полных наименований. Рынок представлен преимущественно российскими компаниями – на их долю приходится более 83% стоимостного объема группы и 93% в упаковках. Лидером среди иностранных производителей является Takeda с БАД “Келтикан Комплекс”, который нормализует процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Данный бренд занимает 5,2% рынка и попадает в ТОП-10 на третью строчку.
Среди отечественных производителей первую строчку занимает “Эвалар” с долей 43%, он также является и лидером среди всех производителей. Компания “Эвалар” представляет в аптеках широкий спектр брендов – наибольшая популярность у потребителя отмечена у таких позиций как “Глицин Форте “Эвалар” и “Пустырник”. Совокупно ТОП-10 брендов занимает порядка 59,5% объема группы в рублях (Таблица 1).
Таблица 1. Ключевые бренды БАД для поддержания функций центральной нервной системы, 2017 год
Бренд |
Производитель |
Доля, руб. |
Пустырник |
Разные |
18,1% |
Глицин Форте “Эвалар” |
Эвалар |
16,0% |
Келтикан Комплекс |
Takeda |
5,2% |
Вечернее |
Разные |
4,3% |
Формула Сна |
Эвалар |
3,4% |
Гинкго |
Разные |
2,9% |
Карнитон |
Recordati |
2,9% |
Эвалар |
Эвалар |
2,5% |
Янтарная Кислота |
Разные |
2,2% |
Сонные |
Леовит Нутрио |
2,0% |
БАД для поддержания функций центральной нервной системы можно разделить на пять категорий:
• БАД, нормализующие процессы возбуждения и торможения в ЦНС;
• БАД, влияющие на мозговую деятельность;
• БАД, применяемые при различных видах зависимости;
• БАД, применяемые при других заболеваниях нервной системы;
• БАД, применяемые для устранения головной боли.
Наиболее емкой группой в деньгах и упаковках является подгруппа БАД, нормализующих процессы возбуждения и торможения в ЦНС. По итогам 2017 года такие препараты заняли 69,1% рынка в деньгах, и 70,6% в упаковках от продажи группы в целом. БАД, влияющие на мозговую деятельность, занимают 27,7% в рублях и 24,6% в упаковках. На группу БАД, применяемых для устранения головной боли, приходится минимальный объем около 0,04% в стоимостном выражении (Рис. 4).
Таблица 2. Ключевые позиции БАД для поддержания функций центральной нервной системы по назначению, 2017 год
Полное наименование |
Производитель |
Доля от подгруппы, руб. |
Средняя розничная цена, руб. |
БАД, нормализующие процессы возбуждения и торможения в ЦНС |
|||
Пустырник Форте таблетки 500 мг № 40 |
Эвалар |
22,1% |
182,1 |
Келтикан Комплекс капсулы № 20 |
Takeda |
5,1% |
817,7 |
Формула Сна таблетки 500 мг № 40 |
Эвалар |
3,7% |
352,2 |
Карнитон таблетки № 20 |
Recordati |
3,7% |
355,5 |
Сонные таблетки № 30 |
Леовит Нутрио |
2,9% |
200,5 |
БАД, влияющие на мозговую деятельность |
|||
Глицин Форте “Эвалар” таблетки |
Эвалар |
38,1% |
175,3 |
Глицин Форте “Эвалар” таблетки |
Эвалар |
20,3% |
77,2 |
Гинкго Билоба Эвалар таблетки 0,2 г № 40 |
Эвалар |
9,4% |
194,1 |
Глицин Экстраплюс таблетки |
Внешторг Фарма |
5,5% |
53,5 |
Ноотроп капсулы 400 мг № 48 |
РИА Панда |
3,7% |
239,1 |
БАД, применяемые при различных видах зависимости |
|||
Антиполицай таблетки 5 г № 4 |
Noi Sirius/Флайна |
51,5% |
65,0 |
Антипохмелин Антип таблетки 500 мг № 6 |
Разные |
12,4% |
76,0 |
Антиполицай таблетки № 6 |
Noi Sirius/Флайна |
10,1% |
64,8 |
Антиполицай таблетки 5 г № 2 |
Noi Sirius/Флайна |
7,6% |
44,3 |
Коррида + таблетки 500 мг № 100 |
Эвалар |
7,0% |
272,0 |
БАД, применяемые при других заболеваниях нервной системы |
|||
Пустырник таблетки № 50 |
Внешторг Фарма |
60,9% |
72,4 |
Доппельгерц Актив Антистресс |
Queisser Pharma |
19,8% |
383,9 |
Комплигамв Комплекс таблетки 1 000 мг № 30 |
Внешторг Фарма |
13,0% |
313,8 |
Доппельгерц Актив Релакс-Эффект |
Queisser Pharma |
4,6% |
369,2 |
Пустырник Таежный таблетки 0,25 г № 30 |
Тайга-Продукт |
0,9% |
104,4 |
БАД, применяемые для устранения головной боли |
|||
Алтай № 29 Дистонорм (Мелисса) чайный напиток 2 г № 20 |
Алтайский Кедр |
40,5% |
102,3 |
Fito-алтай Иван-Чай (Кипрей) чайный напиток 1,5 г № 20 |
Кима Фирма |
30,1% |
54,6 |
Сила Российских Трав № 7 от головной боли фиточай 1,5 г № 20 |
Региональный Центр |
20,8% |
83,9 |
Фиточай “Иван-Чай” чайный напиток |
Тайга-Продукт |
5,5% |
84,0 |
Фиточай Байкальский “Русский Чай (Иван-Чай) с берегов Байкала” чайный напиток 50 г |
Шалфей |
2,2% |
48,1 |