СКАЧАТЬ (8.33 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №5(37) август/сентябрь, 2007

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ.

Челябинск

Аптечный рынок Челябинска близок к насыщению, конкуренция между игроками ужесточается, что ведет к снижению рентабельности бизнеса. В ответ участники рынка начинают территориальную экспансию в города области, где есть простор для роста. Переформатирование аптек на более прибыльный формат самообслуживания сдерживает необходимость значительных вложений. Игроки ожидают в ближайшем будущем выхода на челябинский рынок крупных федеральных сетей, которые уже ведут переговоры о покупке местных компаний.

Эксперты

Дмитрий Мазной, директор сети аптек “Фармикон”

Сергей Титаренко, исполняющий обязанности директора аптечной сети “Исток-Фарма”

Ирина Тутынина, директор МУП “Челябинская муниципальная аптечная сеть”

Елена Фещенко, заведующая производственно-гомеопатической аптекой “Живая капля”

Наталья Ходченко, директор ГУП “Областной аптечный склад”

Зачем аптеки наращивают розничную сеть?

За счет чего можно снизить цены на лекарства?

Какой формат аптеки более выгоден?

Как аптечные сети готовятся к выходу федералов?

Согласно результатам Розничного аудита ГЛС в РФ, которое проводила маркетинговая компания RMBC, объем аптечного рынка Челябинска за первые девять месяцев 2006 г. увеличился на 23% по сравнению с 2005 г. и составил $35,5 млн. В 2007 г. подобных исследований в Челябинске не проводилось, однако объем аптечного рынка России за первые три месяца текущего года вырос более чем на 30% и превысил $2 млрд в розничных ценах. Рост местного рынка происходит за счет увеличения количества розничных точек, поскольку новых игроков за последние два года не появилось. Эксперты объясняют отсутствие новичков сложностью вхождения на рынок: запас финансовой прочности, необходимый для выхода на плотно занятый рынок, есть сегодня только у федеральных сетей.

Выживут большие

В целом в Челябинске сегодня насчитывается более 100 аптек и около 300 аптечных киосков и пунктов. Большая часть рынка (около 60%) принадлежит компаниям-лидерам, среди которых “Классика”, “Алвик”, “Гран”, “Рифарм” и “Фармикон”. Остальная часть приходится на государст­венные аптечные сети (по области их доля достигает 40%), а также небольшие частные аптеки.

Участники рынка называют очевидным тот факт, что отдельные аптеки отживают свое, конкурентоспособны сегодня только сети. Елена Фещенко, заведующая производственно-гомеопатической аптекой “Живая капля”: “В Челябинске уже есть очень крупные сети, которые захватили большую часть рынка, и одной маленькой аптеке сложно конкурировать с ними по цене, условиям и ассортименту”. Именно поэтому владельцы даже небольших аптечных пунктов сейчас активно увеличивают их количество. Елена Фещенко рассказала о намерении руководства увеличить сеть аптек “Живая капля” и открыть их в каждом районе города.

В ноябре 2006 г. в сеть объединились и муниципальные аптеки. По словам Ирины Тутыниной, директора МУП “Челябинская муниципальная аптечная сеть” (с 3 июля 2007 г. не работает в компании – прим. авт.), объединение позволило повысить коммерческую привлекательность и снизить затраты на закуп лекарственных средств.

Чем больше сеть, тем более выгодный контракт она может заключить с поставщиками. “Появляются новые оптовые игроки, которые пытаются привлечь аптечные сети интересными ценами. Но их условия зависят от того, каков объем и товарооборот аптечной сети, есть ли отсрочка платежа. Это и формирует цены на препараты”, – объясняет Дмитрий Мазной, директор сети аптек “Фармикон”. По свидетельствам игроков, благодаря использованию централизованного закупа компания может предлагать лекарственные средства на 10-15% ниже его среднерыночной стоимости.

В целом по городу из-за высокой конкуренции держится примерно одинаковый уровень цен, и четкого сегментирования игроков по стоимости лекарств не наблюдается. По мнению некоторых экспертов, отдельные районы города хорошо освоены аптечными сетями. С точки зрения расширения сетей сегодня перспективны районы новостроек, а также другие города Челябинской области. Дмитрий Мазной рассказывает, что в Челябинске все меньше мест для прибыльной торговли, поэтому их сеть расширяется преимущественно в область. Подобная тактика позволяет снизить затраты на новые розничные точки. Дмитрий Мазной: “Наши аптеки расположены в основном в рабочих зонах, а города-десятитысячники области состоят именно из таких районов”. Сегодня успешно работает аптечная сеть государственного предприятия “Областной аптечный склад” – это более 200 точек реализации по всей территории Челябинской области. Среди частных сетей активным освоением области занимается аптечная сеть “Классика”.

Аптеки меняют формат

Согласно государственной классификации, существуют аптеки, аптечные пункты и аптечные киоски. В аптечном киоске представлен основной перечень препаратов, но нельзя приобрести лекарства по рецепту. В аптечном пункте широкий выбор препаратов, но нет собственного отдела изготовления лекарственных средств. Эксперты признают, что собственное изготовление сегодня убыточно и держать производственный отдел можно только при поддержке государства. Производ­ственные отделы сохранены только в государственной аптечной сети. Помимо них, изготовлением, правда, не медикаментозных, а гомеопатических средств занимается аптека “Живая капля”. В целом же по городу преобладают аптечные пункты.

Большинство аптечных сетей сейчас работают в формате “прилавочной” торговли, однако все большее развитие получают аптеки открытого типа, то есть с самообслуживанием. Основное преимущество этого формата в заметном повышении оборота. Открытая выкладка позволяет предложить очень широкий ассортимент нелекарственных средств, так называемой парафармацевтики, а главное – увеличивает вероятность спонтанной покупки. Если на лекарственные препараты существует ограничение наценки в 40%, то продажа нелекарственных товаров ведется по рыночным ценам, то есть более прибыльна. В аптеке закрытого типа доля парафармацевтики занимает 25-30%, а в аптеке самообслуживания она может достигать 70%.

Хотя владельцы сетей признают перспективность этого формата, переходить на него пока торопятся не все. Аптека самообслуживания требует значительных вложений на первом этапе, так как необходимы большие торговые площади. Кроме того, эксперты обращают внимание, что основной минус формата самообслуживания – воровство покупателей. Помимо затрат на обеспечение системы безопасности, процент потерь от воров­ства изначально закладывается в стоимость товаров и заработную плату сотрудников, что тоже отрицательно отражается на рентабельности аптеки.

В целом все участники рынка уже закрепились в выбранных форматах. Например, “Классика” специализируется на самообслуживании, а другая крупная аптечная сеть “Алвик” успешно работает в формате аптеки “у дома”. В структуре аптечной сети “Гран” действует собственное оптовое звено.

Сложность аптечного бизнеса в том, что, помимо рыночных механизмов, на рынке действуют государственные ограничения. Так, например, существуют жесткие требования к лицензированию аптечного пункта: требования к площади объекта, пожарной безопасности и условиям хранения препаратов. Медленные темпы развития дополнительных услуг, как, например, консультации врача на базе аптеки, участ­ники рынка объясняют необходимостью получения отдельной лицензии на этот вид деятельности.

Государством были возложены на аптечные сети и обязательства по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО) . Обеспечением льготной категории граждан лекарствами занимаются две государственные сети и одна частная – “Классика”. Ирина Тутынина: “Это федеральная программа, которая проводится в рамках нацпроекта “Здоровье”. По договору нам поставляют медикаменты для льготной категории граждан, а мы занимаемся реализацией и отчетами”.

По словам участников рынка, программа ДЛО не приносит коммерческой выгоды, поскольку долгосрочные затраты оплачиваются только через шесть месяцев. Поясняет Наталья Ходченко, директор ГУП “Областной аптечный склад”: “Сложность работы по ДЛО в том, что это непрогнозируемые длительные неплатежи. Вы приобретаете медикаменты за свой счет, их нужно хранить, составлять по ним отчеты. Ни медикаменты, ни услуги не оплачиваются заранее, то есть это отсроченный платеж. Все риски вы закрываете своими финансовыми возможностями”. Тем не менее другие игроки отмечают, что реализация программы помогает аптеке привлечь покупателей определенной категории населения. Сергей Титаренко, исполняющий обязанности директора аптечной сети “Исток-Фарма”: “В отделы аптек, обслуживающие льготников, ходят в основном пенсионеры. Потом даже с рецептом врача они идут в ту же аптеку. Казалось бы, есть рядом другая аптека, где и цена ниже и место поудобнее, но они уже к этой привыкли”.

Федеральные сети поменяют расклад сил на местном рынке

Эксперты ожидают, что рынок будет активно развиваться еще как минимум два года, однако мелкие игроки исчезнут в конкурентной борьбе с крупными сетями в самое ближайшее время. Их гибель ускорит приход в Челябинск одной из федеральных сетей. Наталья Ходченко: “Сейчас крупные федеральные сети, например “36,6”, выходят в регионы. Челябинск – один из городов-миллионников, поэтому мы входим в первую десятку вариантов, которые рассматривают федералы”. Извест­но, что переговоры по приобретению аптечной сети или открытию аптечных точек уже ведутся. Наиболее вероятная тактика выхода федеральных игроков – покупка одной из существующих сетей, поскольку строить новые точки на выгодных местах слишком дорого даже для компаний национального масштаба.

Небольшие аптечные сети готовятся к приходу чужаков, увеличивая количество розничных точек. Так, например, Сергей Титаренко заявил о намерении расширить сеть розничных точек за счет закрытия оптового направления. Другой способ усилить свои позиции на рынке, который используют челябинские аптечные сети, – работа в отдельной нише. Елена Фещенко рассказывает, что аптека “Живая капля” изначально задумывалась как альтернатива традиционному медикаментозному лечению, и в ассортимент были введены гомеопатические препараты. “Гомеопатические препараты собственного изготовления недорогие, и на них мы не делаем большого товарооборота, но этим мы отличаемся от всех остальных аптек, в этом наша изюминка”. Сейчас руководство аптек расширяет сеть и усиливает гомеопатическое направление.

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) – государственная программа по обеспечению лекарственными средствами льготной категории граждан РФ, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг согласно ФЗ № 178-ФЗ от 17.07.99 “О государственной социальной помощи” (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ №122-ФЗ).

Елена Домброва

Деловой Квартал - Челябинск